Добавлено: 30 марта 2011   /   Коментариев: 0

Секундант Лермонтова (№12 от 30.03.11)

В этом году исполняется 170 лет со дня гибели Михаила Лермонтова. Мы все помним о той роковой дуэли, когда перестало биться сердце великого поэта, однако мало кто знает, что секундантом был Александр Васильчиков, правнук симбирского купца Ивана Мясникова.

Именно Александр Васильчиков оставил нам подробное описание тех дней, что предшествовали трагедии и самой дуэли Лермонтова с Мартыновым, хотя и держал все это в тайне целых 30 лет. Так кто же такой Александр Васильчиков и что он поведал миру о событиях, произошедших на кавказской горе Машук в далекие годы 19 столетия?

Князь Александр Васильчиков - второй сын Татьяны (в девичестве Пашковой) и Иллариона Васильчикова. Мать была родной внучкой Дарьи Пашковой (в девичестве Мясниковой). Отец Илларион Васильчиков, генерал-лейтенант, прошел всю войну 1812 года, участвовал в Бородинской битве. Его очень любили и чтили императоры Александр I и Николай I, и только ему единственному было разрешено входить к ним в любое время. Именно Илларион убедил Николая I принять жёсткие меры против восставших декабристов на Сенатской площади.

Родился Александр Васильчиков в 1818 году. С Лермонтовым Александр познакомился в «кружке шестнадцати» в конце 1830-х - начале 1840 года, когда ему было 20 лет. Затем в 1840 году они вновь встретились в Ставрополе и продолжили дружеское общение летом 1841 года в Пятигорске. Васильчиков всегда говорил, что в Лермонтове живет два человека: один добродушный для небольшого круга ближайших друзей, другой — заносчивый и задорный для всех прочих его знакомых. Он любил подтрунивать и подшучивать.

В 1841 году вся компания свой отпуск проводила на Кавказе в Пятигорске. Васильчиков поселился в соседнем доме с Лермонтовым. И вот однажды на балу у генеральши Верзилиной Лермонтов в присутствии дам отпустил новую шутку в адрес Мартынова, которая сильно его задела. Свидетелем этой ссоры был Васильчиков. Обиженный Николай Мартынов, бывший товарищ по юнкерской школе, не простив, вызвал поэта на дуэль. В то, что она состоится, не верил никто, ведь прошло два дня. Однако обида у Мартынова сидела глубоко.

Дуэль состоялась 13 июля 1841 года на горе Машук. В секунданты Лермонтов пригласил своих друзей, среди них был и Александр Васильчиков. По истечению 30-ти лет он написал об этом: «Когда мы выехали на гору Машук и выбрали место по тропинке, темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау. Мы отмерили с Глебовым тридцать шагов; последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на десять шагов по команде «марш». Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту в последний раз я взглянул на него. Никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед. Мы подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом - сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие». Мартынов сразу после дуэли поехал прямо к коменданту сообщить о случившемся. Вскоре были арестованы все участники. Военный суд требовал, чтобы убийца Лермонтова был лишен чинов и прав состояния. Однако Николай I вынес беспрецедентно мягкое решение: «Майора Мартынова посадить в Киевскую крепость на гауптвахту на три месяца и предать церковному покаянию». Киевская консистория определила срок епитимьи в 15 лет. В 1843 году духовник сократил этот срок до семи лет. Спустя еще три года Синод определил: «Освободить Мартынова, как принесшего достойные плоды покаяния, от дальнейшей публичной епитимьи». В 1845 году Мартынов женился на дочери киевского губернского предводителя Софье Проскур-Сущанской. Она родила ему 11 детей. По воспоминаниям современников, Мартынов до конца жизни страдал оттого, что был виновником смерти Лермонтова. Каждый год в день дуэли он запирался в кабинете и напивался до бесчувствия.

За участие в дуэли Александр Васильчиков был также предан военному суду. Однако за него вступился отец, который был в большой почести у императора. Николай I простил и освободил Александра Илларионовича. В 1845 году Васильчиков, поработав немного в императорской канцелярии, подал в отставку. Он уехал в Новгородскую губернию на должность сначала уездного, а впоследствии губернского предводителя дворянства. Во время Крымской войны Васильчиков был в рядах ополчения. В 1872 году Александра Илларионовича назначили председателем Петербургского отделения комитета о ссудных товариществах - он остался в этой должности до самой смерти.

Князь Александр Илларионович женился на дочери новгородского губернатора Евгении Сенявиной. От этого брака родилось четверо детей: Ольга, Евгения, Александра, Борис.
Коментарии(0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять коментарии. Пожалуйста войдите в свой аккаунт, или зарегистрируйтесь