Добавлено: 25 января 2006   /   Коментариев: 0

Возвращаться - плохая примета (№3)

На одном из последних пикетов - протестов против роста тарифов, которые, кстати, продемонстрировали свою неэффективность, о чем свидетельствует слабая активность народа, промелькнул лозунг «Назад, в СССР!». Желающие вернуться туда невольно признали, что это был бы шаг назад. Впрочем, среди пикетчиков разыгрался спор. «И зачем нам туда?» - вопрошал мужчина средних лет. «Что, соскучились по очередям, трусы-носки по талончикам хотите покупать? - поддержала его женщина интеллигентного вида. Мнения разделились примерно 50 на 50.

Так уж совпало, что в этот день мне повстречался знакомый, который еще как натерпелся от советского режима. А занимался он тем, что сейчас является легальным бизнесом, то есть скупкой-продажей валюты, что тогда считалось преступлением. На это решались самые бесшабашные граждане, слишком ужасной могла быть расплата за сделку. В общем, знакомому, оказавшемуся из когорты тех, кто долго и спокойно водил за нос всевидящего и всезнающего КГБ, удалось избежать кары с превеликим трудом, кажется, чтобы не попасть в руки правосудия он добровольно ушел в армию. Вот уж кому не хотелось бы, чтобы вернулся прежний режим, подумалось мне.

Многие вспоминают время застоя с иронической улыбкой, а вот мне, например, было не до смеха, когда я влипла в одну историю.

Окончив институт, я поступила на работу в один из ульяновских НИИ. Коллектив нашего отдела процентов на 80 состоял из женщин. И очень моим сотрудницам не полюбился некто Владислав. Был он, и вправду, несколько грубоват и несправедлив к ним, а, может, работа в женском коллективе довела его до такого состояния. И решили женщины во что бы то ни стало выжить Владислава из отдела. Как-то раз, приехав в очередной раз из колхоза, куда меня как молодого специалиста постоянно засылали, я узнаю от своих милых коллег, что ими написано письмо в КГБ об антисоветском поведении Владислава. Но не отправлено, потому что они хотели подкрепить письмо еще и моей подписью. Письмо было удивительным, не потому, что написано прекрасным литературным языком, а потому, что аргументы не выдерживали никакой критики. Например, как доказательство антисоветских высказываний Владислава было приведено его мнение о том, что французские духи лучше советских.

Прочтя письмо, я наотрез отказалась его подписывать: меня ведь даже не было во время этих передряг. И тут на мою голову обрушился взрыв всеобщего негодования. «Где твоя комсомольская совесть? Ты одна - против всех?!» Ну нет. Активисткой я никогда не была, но комсомольская совесть, конечно, имелась. А чтобы ее вконец не растерять, я быстренько его подписала, а сотрудницы, видя мои терзания и сомнения, поспешили его отправить. Что тут началось! Таких нравственных мук я до этого еще не испытывала. Мои родные с тревогой наблюдали, как я теряла сон, аппетит, килограммы своего и без того маленького веса. Эти терзания продолжались, наверное, с неделю. И тогда отец придумал самое радикальное из всех возможных средств избавления от нравственных мук.. Он предложил мне сходить в КГБ с просьбой вычеркнуть мою подпись из того злополучного письма. И я пошла, но по дороге к этому зданию на улице Льва Толстого в моем воображении все время возникал ГУЛАГ. Мне стало страшно, я повернула домой. То же повторилось и во второй раз. С третьей попытки, для храбрости попросив отца проводить меня, я перешагнула порог этого заведения.

Дежурный, узнав, по какому вопросу мы пришли, срочно вызвал по внутреннему телефону человека в штатском. И эта быстрота потрясла меня. Я еле слышно распрощалась с отцом, он молча и с уважением пожал мою руку. «Ну почему же, Вы тоже можете пройти с нами», - сказал человек в штатском.

«Нет-нет, папа здесь ни при чем», - возразила я, но отец самоотверженно решил быть со мной до конца. В кабинете следователя я изложила просьбу вычеркнуть мою подпись, и кагэбэшник это тут же сделал. А потом посмотрел на меня насмешливо-ласково и сказал: «Не подписывай больше, дочка ,таких писем». Увидев его смеющиеся глаза, я стала храброй и сказала: «А все-таки французские духи лучше советских». Брежневские времена, эту страничку истории нашей страны, как и многие другие, не выкинешь из памяти. Только вот так ли уж надо их возвращать?

Елена Зыкина
Коментарии(0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять коментарии. Пожалуйста войдите в свой аккаунт, или зарегистрируйтесь