Добавлено: 06 июля 2011   /   Коментариев: 0

Мой огородный рубеж (№26 от 6.07.2011)

До чего бедовый люд эти садоводы-дачники! Едва повеет тёплым маем, как начинают «штурмовать» пригородные автобусы и маршрутки. Уж очень хочется прибыть пораньше к своим клочкам землицы, грядочкам, посадочкам… Хорошо тем, кто имеет личный транспорт. Им на участках и усталость в радость! За инвентарь берутся свежими и бодрыми, не то что «безлошадные»… Те проявляют чудеса выносливости. Терпят тесноту, автобусную давку, другие неурядицы, что можно наблюдать на пути в Елизаветино.

От этих неудобств немало огородников покинуло свои участки. Хотя поначалу проявляли деловой энтузиазм и трудолюбие во время освоения земель. И сейчас бывших «целинников» узнаёшь в автобусах. Случается подслушать их бывальщину:

- Ты помнишь, Алексеевич, от большака к селу, как на ходулях, шкандыбали и не плакались? Теперь, так добираться к огороду, кажется, и плёткой не заставишь, верно я говорю?

- Ещё спрашиваешь, Михалыч! Годков уж двадцать пролетело, да неужель забудешь, как брели по этой целине? Ещё мосток висячий над речушкой мотало, будто на качелях, и ты с мешком своим чуть было не сверзился! - оба ветерана прыснули от смеха, обратив к себе внимание других огородников в салоне.

Садоводы помянули добрым словом бывшего губернатора Юрия Горячева за заботу о горожанах по выделению для них вполне плодородных земель у села Елизаветино. Мало ль их тогда, в начале девяностых, выживало огородными продуктами. Без картошки и моркошки жить кому-то становилось впроголодь. Ведь в те лихие времена часть местных предприятий работали в режиме выживания, а биржа труда слабо справлялась с потоком безработных.

Мне помнится, как начиналось освоение земель бывшего совхоза «Тетюшское». Группы будущих садоводов потянулись с большака по ещё узкой, грязной и ухабистой дороге. Я с женой тоже испытал эти, в шутку говоря, семикилометровые «суворовские» походы с полной огородной выкладкой. Потом до села положили асфальт и пустили с редким интервалом старенькие автобусы. Речку прямо у села перекрыли дамбой. А поначалу не забуду, как балансировал по шаткому в три жердочки мосточку (для себя я его окрестил «чёртовым»). А за спиной - рюкзак с семянной картошкой. И после той опасной переправы шлёпать до своего надела мне оставалось еще километра три…

Помню, как большой массив пустоши запестрел всевозможными диковинами-строениями, кто на что горазд! Цены на стройматериалы так взлетели вверх, что обзавестись добротными «фазендами» тогда смогли очень немногие. Один натянул вокруг участка проволоку, другой - бельевую верёвку… Какие-то юмористы отгородились магнитофонной плёнкой. На домики тоже шла разная некондиция. Наилучшим вариантом считались бракованные панели, санкабины, разные контейнеры. Сооружали «хижины» из всякой всячины, подручного материала.

Некоторые, как я с женой, о стенах с крышей не заботились. Была бы лишь скамейка, столик, дабы просто присесть, перекусить. Словом, жили одним днём. Потом терпели неудобства от своей беспечности. Серьезные-то садоводы год за годом обустраивались, занимались делом с толком, основательно. Мы - скоропалительно, наездом… Чуть-что - сразу бегом от непогоды, града ли, дождя ли.

Со временем, правда, на нашем участке тоже было чем полюбоваться. Летом яблони радовали сочным наливом краснобоких и золотистых плодов, гроздьями поспевающей смородины. Очень долго не родившая слива вдруг осчастливила отменным урожаем.

Галина частенько наведывалась к бывшей коллеге по работе Лидии Яшновой. Её садовое хозяйство было на редкость образцовым. Хозяйка часто зазывала ночевать к себе таких бездомных огородниц, как Галина. Все они работали когда-то на радиоламповом заводе, есть что вспомнить, обсудить. Собирались, начиналось чаепитие, шёл обмен огородным опытом. В разгар лета, как повсюду, шла беспощадная война с насекомыми-вредителями. Сосед по участку почему-то был неравнодушен к моему усердию:

- Степаныч, не сдаваться! Держаться до последней капли яда в распылителе! Кирдык обжорам колорадским! Сосед, не оставляй свой отвоёванный рубеж, ни пяди земли проклятому жучью!

Ближе к выходу на пенсию я всё же решил соорудить на отвоёванном рубеже хоть какую-нибудь домушку-сараюшку и посвятил этому весь летний отпуск. Удалось отыскать базу, где по скромной цене прибрёл добротный двухметровый штакетник и брусья на несущие опоры. Всё до предела запихнули в легковой уазик да везли как дорогой хрусталь, так как покрышки угрожающе просели…

Прежде чем взяться за дело, признаться, пару ночей не досыпал. В голову лезли всякие дурные мысли. Привиделось, что какие-то охламоны растащили заготовленный штакетник. Мешали спать спокойно разные «проекты»: с чего да как начать работу? Ведь навыков-то плотницких, увы, не было.

Всё получилось по известной поговорке: глаза боятся - руки делают. Сначала вкопал опорные бруски, между которыми внахлёст на поперечины стал прибивать штакетник. Дверь нашёл готовую со свалки. Оконце добыл там же, в благородной рамке от старинного буфета. Из-за чего чуть не ввязался в рукопашную с бомжом… К концу июля мне казалось, что заколотил в домишко свой последний гвоздь - шабаш на этом!

Тем временем cеверный сосед Володя покидал участок насовсем. Свой ладный дом из тёса он передавал другому садоводу Александру, как оказалось, свояку. Тот, не долго думая, постройку разобрал, за счёт чего себе возвёл чуть не боярские хоромы. От этой реконструкции мне в подарок перепала куча ржавой жести. После химобработки, а затем покраски я пришпандорил листы на стены домушки.

В такой «броне» она стала похожа на дзот. Я радовался малому. Есть, где укрыться от дождя, от ветродуя, солнцепёка, при случае – заночевать. Теперь, прикрыв тылы, взялись мы с новой силой окучивать картошку и полоть траву.

Жаль, настроение садоводам портили «двуногие вредители». Их ещё больше развелось с начала девяностых. Тащили металл, инструмент, по осени «помогали» в уборке урожая. Улучив момент, наведались и к нам, прихватив с собой мой инструмент. То здесь, то там на территории товарищества исчезали многометровые куски водопровода для полива, металлические ёмкости и прочее.

Наша доблестная милиция всё-таки разыскала ушлых прихватизаторов, которых, как я слышал, принудили возместить собственность садового товарищества. Но у людей стал пропадать былой настрой копаться в огородах. Наш сосед Александр разобрал свои «хоромы», чтобы отвезти материалы на приобретённый ближе к городу участок. Хоть там и имелся домик, не бросать же просто так елизаветинский? Продать пытался, но напрасно - предлагают деньги смехотворные…

Словом, разобрал домину и ждёт-пождёт заказанный Камаз. Ночью в одиночестве перекантовался в нашем «дзоте», а с утра в расстройстве махнул на всё рукой. Гале наказал распорядиться большой кучей досок и щитов по собственному усмотрению бесплатно.

К куче этих стройматериалов мы долго не прикасались. Глядь, быстро нашлись охотники на дармовое, стали помаленьку груду разбирать. Да не ближние соседи, а просто хваткие людишки издалёка. Галина собрала с соседей, кому нужны были доски, небольшую сумму денег. Вложилась сама, и невезучий Александр получил небольшую компенсацию…

Таким вот образом использовали доски в дело. И на другой сезон наш «дзот», обшитый тонкой жестью стал походить на бронепоезд без трубы, колёс и тендера. Стоит в тиши садов, как в тупике. Одно печалит, ноги стали плохо слушаться… До «бронепоезда» пешочком тяжело, но распылитель для жучья в боеготовности!
Коментарии(0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять коментарии. Пожалуйста войдите в свой аккаунт, или зарегистрируйтесь