Добавлено: 05 февраля 2009   /   Коментариев: 0

ГЛАЗАМИ БЫВШЕГО СОЛДАТА (№4)

Психологически я был готов к армии, не бегал, не пытался «откупиться». Конечно же, страх был. В голове невольно всплывали новостные сюжеты о дедовщине и о войне на Кавказе. Только сейчас, когда служба уже позади, я понимаю, что не так страшен черт, как его малюют. Хотя в современной российской армии хватает негатива.

Службы даже не понюхаете!

Срок службы играет большую роль. После окончания университета я подлежал призыву на один год. Со мной призывались ребята, большинство из которых закончили школу или колледж, поэтому им предстояло служить полтора года. Кроме того, в армии на период 2007-2008 гг. оставались еще двухгодишники. И в роте я часто слышал за спиной недобрые разговоры сослуживцев, типа: «Понабрали с дипломами в армию! Они уйдут скоро, а нам за них еще полгода отдуваться».

Image «Деды» в армии больше всех испытали на собственной шкуре и больше всех знают в армейском деле. Новый призыв для них неуважителен сам по себе. Когда нас троих годичников определили в роту, мы сразу же попали в компанию «дедов». Они одарили нас злыми взглядами, и младший сержант К., поинтересовавшись сроком нашей службы, иронично улыбнулся: «А за что мне вас уважать? Мало того, что вы еще даже службы не нюхали, так вы ее и не понюхаете! Я здесь уже больше полутора лет служу, и тут на тебе - годишники! Только служить начали – и уже домой!». Он считал, что справедливость на его стороне и в принципе был прав. Ведь согласитесь, что проводить свои дни вдали от малой Родины, в отсутствии свободы, да еще и выполнять приказы чужих людей в течение двух лет – срок немалый. Кстати, и офицеры относятся к «дедам» с большим уважением, чем к «соложатам». И командиров устраивает такая иерархия, ведь она обеспечивает подчинение.

«Запахи», «слоны», «черпаки»...

Советская традиция «дедовщины» работает, как часы. Твой путь начинается с курса молодого бойца, где тебе присваивается местными старослужащими имя «запаха». Для них ты можешь иметь свое мнение, пока не принял присягу. После принятия присяги ты еще не считаешься «духом» (молодым), но ты уже не «запах». «Духом» ты станешь, когда тебя определят в конкретную роту.

Вот с этого момента и начинается самое сложное время. Психологически ты должен быть готов к насмешкам и грубой иронии в твой адрес, к побоям и насилию. Ты будешь работать круглые сутки, а на сон у тебя будет так мало времени, что будет непонятно – а спал ли ты вообще? И полгода ты будешь жить одной мыслью – когда же «деды» уйдут?

Отслужив полгода, ты становишься «слоном». Твоя основная обязанность – следить за новыми «духами». Кстати, за их «плохие поступки» «деды» будут спрашивать с тебя. Поэтому в армии порой и говорят, что «слонячка» хуже «духанки».

Раньше, когда служили два года, после «слона» ты становился «черпаком». Это человек, который отслужил год. «Черпаку» уже ничего делать не надо, он готовится стать «дедом». У него много времени на отдых, но он все-таки еще зависим от своих старослужащих, и в случае надобности они могут заставить и его поработать. «Дед» - самый райский период службы, когда ты все решаешь и за тебя все делают другие. Твоя основная обязанность – ждать приказа и мечтать о доме. Приказ вышел – все, ты «дембель». Еще совсем немного и ты уедешь и забудешь все плохое, что здесь пережил.

Три пути

В определенный момент придется выбрать определенный стиль поведения. Многие, с кем я служил, пошли по трем путям. Первый - трудный и быстрый. У нас в роте служил Дмитрий К. – человек дерзкий, знающий себе цену. После того как сержант приказал Диме не спать всю ночь и охранять его сон, произошло непоправимое – К. избил этого сержанта и еще двух «дедов». Впоследствии они объявили рядовому К. войну и несколько раз избивали его в туалете, но, поняв, что Диму не сломать, прекратили все попытки и даже сдружились с ним.

Второй путь – это путь «шестерки». Всячески угождать «дедам», бегать им за сигаретами, делать им подарки – и тебя никто не тронет. Таких людей много, но их мало кто любит, в основном их используют. Я их не виню, потому что в армии каждый сам думает, как выжить…

Я пошел по третьему пути. В армии тоже есть люди. Поэтому с самого начала принялся их изучать, общаться с разными солдатами: добрыми и злыми, веселыми и мрачными, скромными и наглыми, и каждый из них был по-своему интересен. Например, Серега Б. из Ростова. Он был младшим сержантом и при сослуживцах вел себя очень плохо: бил «молодых», когда ему за них попадало от командира роты. Но общаясь с ним один на один, я понимал, что делает он это только ради своего авторитета. И однажды признался: «Если я буду с каждым «молодым» по-доброму, через неделю они сядут мне на шею, а через месяц начнут на меня плевать». Когда я стал сержантом, я это понял.

Стучать или терпеть?

Еще один непростой выбор – терпеть все это унижение или в один миг прекратить его, шепнув на ушко командиру. Конечно, он будет тебя уверять, что вся информация останется только между ним и тобой, но сослуживцы все равно узнают об этом.

Там, где я служил, было много стукачей. «Деды» ненавидели их, ну это и понятно – кому хочется, чтобы тебя «сдали со всеми потрохами» и отправили в дисциплинарный батальон («дизель») за два месяца до дома. Стукачи ущемляют свободу и тормозят разгул насилия в армии. Их всегда грозятся наказать, но никто из старослужащих ничего не может поделать, так как это чревато серьезными последствиями. У стукачей солидная поддержка командования, но при этом практически все сослуживцы их игнорируют.

И все же в армии только от тебя будет зависеть, останешься ли ты при этом порядочным человеком. Выбор за тобой, но всегда помни – с этим тебе жить всю оставшуюся жизнь.
Коментарии(0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять коментарии. Пожалуйста войдите в свой аккаунт, или зарегистрируйтесь