Свято-Богородице-Неопалимовский кафедральный собор
В 1917 году власть в России взяли безбожники, и для храма начались трудные времена. В 1930 году большевики демонтировали церковные колокола, а, начиная с 1937 года, полетели уже головы священников – те, кто избежали расстрела, отправились в ссылку. Беды храма продолжились, когда в 1940 году церковь была захвачена раскольниками-обновленцами. Впрочем, уважения среди советских горожан у новых обитателей храма было не больше, чем у прежних, и вскоре храм «Неопалимой Купины» постигла судьба многих храмов советской России – он был ликвидирован, а церковь приказано переделать в кинотеатр.
Перестройку не успели даже начать, когда в 1941 году Вторая Мировая Война пришла в Россию. В Ульяновск эвакуировали Московскую Патриархию, а заодно и так называемый Центр обновленческой церкви, которому досталось здание храма, ставшее кафедральным собором обновленцев.
Через четыре года война закончилась, и в 1946 году, после ликвидации обновленческого раскола, храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» вновь стал православной приходской церковью. Её осветили заново, а новый глава прихода, архимандрит Гавриил (Игошкин), пользовался большой любовью прихожан, которые вновь стали заполнять храм. В 2000 году архимандрит Гавриил был причтён к лику святых преподобноисповедников юбилейным Архиерейским Собором.
Советским властям не нравилась популярность нового пастора, и Гавриил вскоре был переведён в Мелекесс. Три года спустя храм пережил пожар, который, к счастью, не нанёс значительного ущерба.
Очередной удар по Православию советская власть нанесла в 60-е годы, когда был значительно сокращён штат духовенства. Значительные послабления наступили лишь в 1989 году, когда ульяновскую архиерейскую кафедру восстановили. Тогда же храм превращается в Свято-Богородице-Неопалимовский кафедральный собор.
На примере тернистого пути этого храма сквозь историю Советской России хорошо видно, что невзирая ни на какие перипетии судьбы Православной церкви и даже полное или временное исчезновение отдельных храмов, Православная вера не умирает и остаётся существенным фактором общественной жизни.