Добавлено: 03 октября 2007 / Коментариев: 0
Неравный бой золотых родителей (№38)
Но обо всем по порядку. Появился немец в СССР в середине 30-х годов. В числе зарубежных автомобилей, купленных нашей страной за золото, была партия новеньких германских малолитражек Opel P4, которые были приобретены для того, чтобы выбрать какой именно прототип зарубежного автомобиля мог бы стать массовой советской малолитражкой.
Политические козни и нестабильная обстановка в Западной Европе сказались на выборе очередного автомобильного прототипа. Им стал Форд-Префект. И наша страна заказала в Америке за 500 миллионов золотом оснастку для производства кузовов и оборудование для обработки деталей мотора и трансмиссии для выпуска массового малолитражного автомобиля КИМ-10-50 – копии Префекта. Их было собрано около пятисот штук – примерно по «лимону» золотом за машину.
Первые опытные образцы были изготовлены весной 40-года. Три машины новой модели красиво проехали по Красной площади во время первомайской демонстрации. А уже осенью вокруг новой машины развернулись драматические события. В разгар монтажа и отладки оборудования в корпусах на завод заявился корреспондент «Известий». Похватал по верхам информацию – и написал в утреннем выпуске радостную информацию о начале выпуска малолитражек, поместив при этом снимок КИМ-10. Статеечка эта не отражала реального положения дел, ее не согласовали с наркомом среднего машиностроения Иваном Лихачевым. Товарищ Сталин прочитал утренний выпуск «Известий» и потребовал, чтобы первую сошедшую с конвейера машину привезли в Кремль и показали лично ему. Спустя неделю, морозным октябрьским утром, машина красного цвета с заводчанами прибыла в Кремль. Иосиф Сталин, группа наркомов во главе с Лихачевым - Ворошилов, Жданов, Берия. Медленно обойдя вокруг машины, и потыкав в неровные кузовные щели мундштуком, Иосиф Виссарионович расположился рядом с водителем. (По правилам тех лет, водитель в присутствии высоких лиц должен был, заблаговременно включив первую передачу, держать руки на руле, а ноги на сцеплении и акселераторе. Вставать, ерзать не допускалось).
И вы садитесь, дорогие товарищи, - обратился отец всех народов к дирекции завода. Наступила неловкая пауза. Чтобы сесть на задний диван, нужно было попросить первое лицо государства встать и выбраться на улицу. Вы можете себе это представить?
- Что же вы стоите? Дверей не хватает? И вы это собрались выпускать? Разве может передовой советский труженик ездить на этом ущербном прянике?
Это досадное обстоятельство вызвало у товарища Сталина недовольство. Он нашел в конструкции еще кучу недостатков: не было отопителя салона, поморщился он и от старомодных фар. Да и в целом поставил вопрос о неправильном выборе типа машины. И хотя заводчане подсуетились и срочно изготовили четырехдверный вариант, было уже поздно. Лихачева сняли с должности наркома и вернули директором на ЗИС, а Кузнецов пошел по лагерному этапу «за введение в заблуждение советской общественности». Куда исчез прыткий «журналюга», история умалчивает.
Тот КИМ успел сняться в предвоенной кинокомедии «Сердца четырех» (помните, машина в реке заглохла?) и занял место в экспозиции Политехнического музея. А после войны в качестве массовой малолитражки в стране стали выпускать «Москвич» -400-420. Его конструкция была идентичная немецкому «Опелю-Кадету-К-38».
А партию тех Опелей сослали из столицы в ссылку в оренбургское отделение НКВД. Наш герой достался офицеру этой службы, имя и отчество которого история уже забыла. На этом экземпляре абсолютно все детали родные! Даже запасное колесо ни разу не снималось с кузова, так как на нем сохранились маркировочные технические надписи и город выпуска на немецком языке «Берлин». Экземпляров этой модели в стране сохранилось около четырех десятков, но с родными агрегатами только у нас…
Коментарии(0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять коментарии. Пожалуйста войдите в свой аккаунт, или зарегистрируйтесь