Добавлено: 09 октября 2012   /   Коментариев: 0

Крутое пике (№39 от 10.10.2012)

После проведения в Ульяновске в конце августа международного авиатранспортного авиафорума прошло достаточно времени для того, чтобы осмыслить его итоги. Согласно отчетам, всего в рамках форума прошло более 20 мероприятий, рассмотрены все запланированные вопросы, заключено 9 соглашений о сотрудничестве. Чем же могут они порадовать ульяновцев?



Как о самом важном результате форума было заявлено о подписании меморандума о вступлении консорциума «Ульяновск-Авиа» в «Европейское партнёрство авиационных кластеров» (ЕАСР), насчитывающее 38 авиакластеров из 13-ти стран. Затем, в сентябре, в ходе работы международного авиасалона ILA Berlin Air Show, состоялось собрание участников Европейского партнёрства аэрокосмических кластеров, проголосовавшее за принятие в члены EACP «Ульяновск-Авиа».

Как было заявлено инициаторами вступления Ульяновска в EACP, для авиапредприятий Ульяновской области участие в партнёрстве открывает доступ к информационным базам данных, технологиям и системам управления, образовательным программам, механизмам кооперации и финансовым инструментам». Такой доступ его организаторы объявили новым этапом в развитии авиационной промышленности России и признанием международным сообществом кластера Ульяновской области как полноправного субъекта международного отраслевого рынка. «Это событие – беспрецедентное, это база данных, с которой работает Airbus, - заявил зампредседателя областного правительства Вильдан Зиннуров. - Мы рассчитываем, что за пять лет, благодаря вступлению в EACP, возрастёт оборот в авиационной отрасли Ульяновской области с 12 до 30 млрд. рублей – за счет заказов российских предприятий и Запада».

Туман ожиданий

Но что произойдет, если подписанные соглашения будут реализованы? Ведь сегодня самому «Ульяновск-Авиа» практически нечего предложить конкурентоспособного европейским партнерам ни для реализации, ни для внедрения в качестве новых разработок. Зато российский авиарынок с каждым годом все больше интересует наших партнеров. Именно через ульяновский кластер им будет удобнее внедрять свою технику в России и тем самым, захватывая наш авиарынок, удушать российское авиастроение. А Ульяновску отводится роль всего лишь базы для ремонта и обслуживания европейских самолетов. Что-то вроде придорожного автосервиса в глубинке. Не зря господин Зиннуров особо подчеркивал, что «это база данных, с которой работает Airbus». Вот на него, да еще на Boeing, и будет работать кластер на Волге. А те 30 млрд. рублей, которыми в течение 5 лет гордится господин Зиннуров, есть не что иное, как жалкая подачка ульяновским авиастроителям за отказ от конкуренции. Ведь строя свои самолеты, создавая свои базы для их обслуживания на необъятных рынках России, СНГ, Азии и Южной Америки, ульяновские самолетостроители смогли бы заработать несоизмеримо большие деньги, чем штопая прожженную сигаретами обшивку кресел в салонах иностранных самолетов.

Деньги взять в бюджете

Согласно документу, подписанному компанией «FL Technics Ulyanovsk», она объявила о начале строительства центра по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов (ТОиР) на базе ПОЭЗ в Ульяновске. Глава региона Сергей Морозов уже пообещал, что «FL Technics Ulyanovsk» может рассчитывать на различные преференции от правительства Ульяновской области. Так, из областного бюджета компании будет субсидироваться часть затрат на обучение персонала.

Согласно проекту, на территории ПОЭЗ компания построит два ангара площадью 8 тыс. квадратных метров каждый и перрон для воздушных судов общей площадью 3 тыс. квадратных метров. Представитель компании «FL Technics Ulyanovsk» Гидеминас Жемялис уточнил, что сегодня более половины воздушных судов иностранного производства, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями, обслуживается за рубежом, что приводит к дополнительным затратам авиаперевозчиков. Строительство современного центра технического ремонта и обслуживания судов в Ульяновске, по его словам, позволит не только снизить стоимость обслуживания самолётов, но и сделать российский рынок привлекательным для клиентов из стран СНГ. В таком случае, российский рынок станет еще более привлекательным для продавцов и покупателей иностранных самолетов. Стало быть, речь вовсе не идет о развитии отечественного авиастроения, не об увеличении количества самолетов, выпускаемых «Авиастаром», а о создании всего лишь рембазы для обслуживания машин иностранных фирм, которые вскоре окончательно задавят и без того столь слабосильного своего конкурента, каким сейчас является «Авиастар». Председатель правления Avia Solutions Group заявил, что речь идет о будущем обслуживании в многофункциональном центре ТОиР в Ульяновске широкой линейки типов ВС. Прежде всего Boeing 747, Boeing 787, Airbus A380.

24 августа фирма «Авиаприборостроение» заключила соглашение о социально-экономическом сотрудничестве с правительством Ульяновской области. «Наша задача – лоббирование их интересов при комплектации российских и не только российских самолётов, - подчеркнул Вильдан Зиннуров. И снова «не только российские самолеты». Но это, судя по всему, пока. Если дела так пойдут дальше, то скоро даже в упоминании российских самолетов сама собой отпадет всякая надобность.

Еще одно соглашение, подписанное руководством компании «Волга-Днепр» с «Газпромнефть-Аэро» касается намерений о сотрудничестве в области авиатопливообеспечения и развития транспортной инфраструктуры. Александр Сидорин, директор компании «Волга-Днепр», особо подчеркнул, что подписанное соглашение можно назвать стратегическим документом, нацеленным на перспективу: «Согласно генеральной цели компании, наш флот до 2030 года будет очень мощно развиваться – как по парку самолётов АН-124, так и по парку самолётов Боинг-747». Насчет развития компании за счет парка АН-124, если исходить из нынешних реалий, то это еще бабушка надвое сказала. А вот в развитие за счет самолетов Boeing, с учетом намерений создать в Ульяновске базу по ремонту и обслуживанию этих самолетов, верится сразу.

«Газпромнефть-Аэро» и УВАУГА подписали соглашение, согласно которому сотрудники «Газпромнефть-Аэро» продолжат обучение на базе ульяновского авиационного училища. То, что намерения «Газпромнефть-Аэро» финансировать обучение курсантов УВАУГА, летать на иностранных самолетах и обслуживать их - не пустой звук, а жизненная реалия, подтвердил ректор училища Сергей Краснов, который отметил, что училище получает от компании серьёзные финансовые средства на улучшение материально-технической базы и создание условий для прохождения практики курсантами.

Однако не только итальянскими самолетами вместо российских государственные мужи от авиапрома намерены заполнить среднемагистральные маршруты. Еще 17 августа 2010 года в рамках Совета по инвестициям Сергей Морозов и председатель совета директоров чешской компании Evektor Ярослав Ружичка подписали соглашение о намерениях по созданию в Ульяновске производства воздушного судна EV-55. Начать производство чешских самолетов в Ульяновске высокие договаривающиеся стороны планировали уже в 2013 году. Однако денег для строительства завода и сборки самолетов ни у чехов, ни и у области тогда не было. Согласно заключенному соглашению, компания Evektor только намеревалась при содействии правительства Ульяновской области заняться поиском стратегического инвестора для производства своего самолёта.

Тем не менее, в сентябре 2012 года чешский авиастроительный холдинг Evektor объявил о начале практической реализации проекта по выпуску в России самолетов EV-55. Как сообщила пресс-служба правительства Ульяновской области, производство еще только планируется разместить на территории ПОЭЗ, и был заключен первый контракт на поставку 29 самолетов EV-55 «Аутбэк». Заказчиком выступила красноярская авиакомпания «АэроГео», которая подписала соглашение на поставку девяти самолетов в период 2014-2016 гг. с опционом на приобретение около 20 самолетов до 2020 года. Впрочем, и этот реальный контракт, а не очередное соглашение о намерениях, скорее всего будет провален. Ведь в природе даже не начато строительство завода, на котором уже в 2013 году собираются строить самолеты.

Учёные-коммерсанты

Не отстают от практиков строительства и эксплуатации иностранных авиасудов и дельцы от науки. Зампред правительства области Вильдан Зиннуров уже объявил об интересе к участию Ульяновска в европейском авиакластере ранее мало кому известного в научном мире РНИИИС (Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности). Напомним, что еще ранее одна из таких научно-исследовательских шарашек, которые в последние десятилетия повырастали, как грибы после дождя, присвоила звание академика экс-мэру Ермакову, другая, ЗАО ОКБ «Локомоскай», пыталась «впарить» нашей области проект строительства сверхдирижаблей. Интерес новоявленных ученых-коммерсантов к новой затее пояснил Вильдан Зиннуров: «Из 36-ти предприятий, которые входят в кластер, около 10-ти имеют высокую степень инновационности. По оценкам экспертов, через два-три года можно будет заняться коммерциализацией их разработок, патентов, открытий на общую сумму в 1,5 миллиарда рублей». Ведь у нас в области ни один крупный проект не обходится без того, чтобы вокруг него ни закрутился рой деляг всех размеров и окрасов, желающих продавать и покупать что угодно.

Если отбросить всю протокольно-дипломитическую и коммерческую шелуху соглашений, подписанных во время проведения в Ульяновске МАТФ, то в «голом виде» в них идет речь о развитии в Ульяновске отнюдь не отечественного авиастроения, а всего лишь о том, чтобы приспособить площадки ПОЭЗ для ремонта и обслуживания иностранных самолетов, которые все больше заполоняют собой воздушное пространство России...

 


«КРУТОЕ ПИКЕ». Последняя серия


Коментарии(0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять коментарии. Пожалуйста войдите в свой аккаунт, или зарегистрируйтесь