Премьер Д. Медведев предложил проверять все научные работы на плагиат
На днях глава правительства Д. Медведев внёс предложение о разработке новой системы проверки всех диссертаций, а также дипломов на наличие плагиата. В будущем действие подобной системы, возможно, распространится на рефераты и курсовые работы. Многих теперь интересует вопрос: будем жить и работать, не списывая?
Ответ на этот вопрос дали представители различных отраслей образования, в частности, член-корреспондент РА образования А. Абрамов. По его мнению, отследить простое копирование текстов несложно. Хуже ситуация обстоит с изощренным воровством знаний и идей. К тому же существует плагиат «по сговору», то есть диссертации, публикации, дипломов, курсовых. Для налаживания ситуации необходимо сформировать в обществе отрицательное отношение к копированию научных трудов.
Позицию студентов можно понять со слов Максима Говорова. По его словам, все проблемы с ворованными диссертациями и дипломами связаны с одной причиной: невостребованностью в реальной жизни профессионализма и подлинных знаний. Как может, к примеру, осуществлять управленческую функцию мастер фигурного катания, или боксер, или исполнитель песен в Госдуме? Если подобное норма, тогда почему прикинуться ученым проблема?
Сопредседатель профсоюза «Учитель» Андрей Демидов выразился, что пора заняться реформированием диссертационных советов, вплоть до роспуска. Их слишком много. Защита научной работы это проверка знаний и идей, а не прелюдия к банкету. Студентам, ученым, преподавателям необходима мотивация и ответственный подход к знаниям. Полезным будет повышение ответственности за коррупцию. Следует копать глубже: предложение премьера носит некоторый технический характер. Директор института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина заявила, что практика проверки на плагиат существует у нас давно: работают специальные программы на www.diplomx.com, комиссии, следящие за нарушениями. Такие вещи намного проще контролировать в информационном обществе. К тому же возникают вопросы: несут ли преподаватели ответственность за своих студентов, их дипломы и другие работы, которые основаны на плагиате, способно ли общество осудить списывание чужих научных работ, все ли думают о том, что плагиат неэффективен?
По словам учителя Василия Герасимова для снижения уровня плагиата в науке и образовании, самим студентам необходимо более тщательно выбирать темы для дипломов, курсовых и рефератов. Если есть интерес к вопросу, вряд ли кто-нибудь захочет выдавать чужие мысли за свои.