Добавлено: 06 марта 2012   /   Коментариев: 0

А к школе вы готовы? (№9 от 7.03.2012)

Вашему малышу еще не исполнилось 7 лет, а он уже первоклассник. Не рано ли он сел за парту? И как помочь ему адаптироваться?

На семейном совете вы твердо решили: пора в школу. Зачем терять год, когда ребенок бойко читает и считает, пишет печатными буквами, знает наизусть много стихов? Какой смысл просиживать школьную скамью в следующем году с малолетними, когда можно учиться сейчас с ровесниками?

Принцип пирога

Набор навыков и знаний, получить которые не так уж сложно в довольно раннем возрасте, — не показатель истинной готовности к школе. Важнее другое. С первых дней в школе вчерашнему детсадовцу придется высиживать четыре урока с маленькими перерывами в одном помещении с 20-30 детьми. А здесь нужны не интеллект и знания, а крепкая нервная система, способность контролировать эмоции и порывы. Готовность ребенка к школе — это своеобразный многослойный «пирог», который складывается из «коржей», «пропитки» и «украшений». Верхний слой с розочками, листочками и завитушками составляют знания, умения, навыки: счет, чтение, письмо, умение ориентироваться в окружающем мире. Но как судить по розочкам о вкусовых достоинствах? Придется копнуть глубже. Основная часть — коржи «пирога» — самоконтроль, усидчивость, концентрация внимания, умение следовать инструкции и действовать по образцу, хорошая слухоречевая память. Эти умения, а не знание цветов радуги и дней недели — вот что нужно ребенку для успешной учебы. Пропитка «пирога» — учебная мотивация, подразумевающая готовность и желание учиться в школе, согласие с правилами школьной жизни. К семи годам мотивация перестает быть ведущей — на первый план выходит жажда знаний.

Уже большой?

Базой всего того, что мы назвали коржами «пирога», считается зрелость центральной нервной системы. У каждого ребенка созревание идет в своем темпе. В среднем к семи годам усидчивость, внимательность и т. д. становятся «работоспособными». Шестилетний малыш может успешно усваивать знания на индивидуальных занятиях (например, у логопеда) по часу 3-4 раза в неделю, и кажется, что он готов к школе. Но, занимаясь индивидуально, можно менять темп и форму упражнений, много играть.

Шкатулка знаний

В школе же все по-другому. И умный, но неусидчивый ребенок к концу первого месяца обучения рискует попасть в число отстающих. Что делать, если малыш стал школьником в 6 лет? Главное — снизить нагрузку на нервную систему. Для этого обязательно поддерживать режим дня. Гуляйте каждый день не меньше двух часов, полноценно кормите своего школяра, соблюдайте привычные ритуалы отхода ко сну. А вот телевизор и компьютер хотя бы на первые два месяца осени лучше исключить или свести к минимуму. Помогите нервной системе малыша «дозреть» и окрепнуть. Лучшие занятия для развития самоконтроля и концентрации внимания — плавание и танцы. Но в первом учебном полугодии дополнительная нагрузка не нужна. Разумно начать занятия спортом за год до школы или «стартовать» во втором классе. Поддержите учебную мотивацию маленького школьника. Пусть он почувствует: вы гордитесь им, поддерживаете во всем и одобряете его поступки. Психологи советуют завести добрую традицию — складывать в красивую коробку стеклянные шарики или пуговки — по одной за каждое новое знание, которым ребенок похвастается, вернувшись из школы. В конце учебной недели рассматривайте эти «трофеи» и восхищайтесь тем, как много малыш узнал.
Коментарии(0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять коментарии. Пожалуйста войдите в свой аккаунт, или зарегистрируйтесь