Добавлено: 16 ноября 2011   /   Коментариев: 0

Уроки демократии (№45 от 16.11.2011)

Право, не знаю, в каком классе и по какому учебнику познают нынешние школьники глубинную историю. Мы в свое время, кажется, в четвертом классе читали учебник «История древнего мира». Из этой книжки я впервые узнал, что такое демократия.

Слово это я запомнил крепко, а вскоре демократию, несущую в себе главный принцип – свободы – испытал на собственной шкуре.

После семилетки мы учились в техникуме. На группу из 30 человек стипендий выделялось 26 или же 27. Значит, троих-четверых сокурсников этого пособия непременно лишали. Кто установил этот порядок, не знаю, хотя по тем деньгам 14 рублей были сущими слезами. Процедура лишения совершалась в конце каждого месяца. В группу приходила классная дама и позволяла нам решить эту задачку самим. Мы горячо брались обсуждать отстающих, нерадивых студентов. В конце концов, единодушно приходили к решению, которое давалось с болью, обижали же своего товарища, но ничего не поделаешь – демократия. И вот тут наша демократия срабатывала сногсшибательно. Классная дама вынимала из кармашка бумажку, и почти всегда названные нами фамилии не сходились с ее списком. И она одним своим голосом утверждала свой список. Однажды наш сокурсник, очень способный паренек, особо почитавший справедливость, расплакался и в нервном срыве возопил: «Зачем вы издеваетесь над нами, решайте все сами и нас в эту игру не втягивайте!»

Второй урок «демократии» был преподан нам директором. Каждый учебный год начинался для нас с поездки в село на картошку. Все отчалили в деревню, а нашу группу оставили при техникуме, чтобы строить ангар из шлакобетона. Нас это возмутило. На картошке веселее, да можно кое-что и заработать. Юношеский максимализм нашел выход: мы решили жаловаться и засели за депешу в органы власти. Но среди нас нашелся доносчик. Директор как будто из-под земли вырос. Мы все встали. «Что, жаловаться задумали?» И тот же паренек, который расплакался при дележе стипендий, спокойно сказал: «А что, разве нельзя?» И тут наш директор разошелся не на шутку: «Зелен, хребет сломаю!»

С тех пор я не очень-то верил в эту свободу свобод, и если на горизонте появлялись «демократы», то сторонился их. Да, собственно, в те годы о демократии говорили мало, о ней вспоминали только на страницах газет и только накануне больших выборов. Не знаю, где и как проходили такие выборы по всей стране, но у нас в деревне, кажется, в 1947 году зимой было настоящее гульбище. В приспособленную под клуб церковь привезли бочки пива и дешевого вина. Поистине был разгул демократии: мужики напились до чертиков, и кончилось все неописуемой дракой.

Но вот пришел к власти Горбачев, и всех, под наркозом демократии, понесло. Гласность, человеческий фактор, социализм с человеческим лицом, ускорение, перестройка… О демократии стали говорить вслух и на каждом углу. Прокатившись по городу и заглушив трубы заводов и фабрик, добралась эта гидра и до села. И если город многолик, каждый сидит в своей норке, то деревня – вот она, от первой до последней избы вся на виду. Землю бросили. Не народ бросил, а чиновники. Воспользовались демократией, провозглашенной сверху. Технику, скот стали продавать с молотка, создавая, таким образом, первичный капитал, который вырос на крестьянских шкуре и слезах. Олигархи растут, как на дрожжах. Но их в России, говорят, несколько процентов, а остальные если не голь перекатная, то нищета - уж точно. Не докатимся ли мы до того, что скоро в людных местах поставят бачки с кипятком, привязав к ним на цепочках алюминивые кружки? Ну а дальше картину легко дорисовать...

Демократия, как говорят словари, должна быть основана на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан. А разве с этим вяжутся убийства, грабежи, разбои?
Коментарии(0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять коментарии. Пожалуйста войдите в свой аккаунт, или зарегистрируйтесь