Добавлено: 26 октября 2011   /   Коментариев: 0

С ТАЛАНТОМ НАДО РОДИТЬСЯ... (№41 от 19.10.2011)

Петр Мельников — поэт, писатель-документалист. В начале ноября ему исполнится 83 года. Дата, конечно, не круглая, но к его большому жизненному пути испытываешь двойное, а то и тройное уважение.

В 1994 году я занимался комплектованием литературного журнала «Карамзинский сад». В одном из предыдущих выпусков я увидел его фамилию и, кажется, два или же три стихотворения, которые подкупали журчанием ручья и глубиной мысли. О Мельникове я знал совсем мало, поэтому решил с ним встретиться.

В дальнейшем я редактировал почти все его повести и стихи. В 2007 году они вошли в его объемный том собрания сочинений, в который он включил две строфы, о которых я не знал и которым был несказанно рад:

Меня ты понаслышке знал.

Пришел, и я тебе поверил,

Ты бескорыстно помогал

Мне отделить зерно от плевел.

Как отслуживший срок кремень,

Как позабытые скрижали,

Так бы, пожалуй, по сей день

Мои стихи в столе лежали.

Вот то посвящение, которым я дорожу. Вышел в свет «Карамзинский сад». Когда надо было написать предисловие к книге, и открылась мне непростая судьба человека. Потом был сборник стихов «Песня с зеленого луга», книга рассказов «На дальней кошаре», документальные повести «Столбунцы», «Таежные просеки». К 80-летию Петра Мельникова вышел его двухтомник, а совсем недавно — книга «Перевалы судьбы». По одному этому изданию можно составить представление о творчестве мастера, но особо подкупают здесь письма Марии Ярцевой. Предваряя их публикацию, Петр Трофимович пишет: «Первое письмо от старой учительницы Марии Ярцевой (в замужестве Хиловой) я получил в 1990, а последнее в 1998 году. Больше от нее никаких вестей не было. Зачем и для чего она искала и нашла меня, сказано в ее первом письме ко мне. Один за другим пролетают в забвении годы, и я подумал, что эти письма по своему человеколюбивому содержанию могут и должны стать общественным достоянием. В них показаны жестокая правда жизни – такой, как она есть, и вечные поиски справедливости, которой не было, нет и, как видно, не будет никогда!

Я вглядывался с помощью маленькой лупы в каждое слово, и невольные слезы затуманивали и без того слабо видящие мои глаза, потому что эти письма пришли из тех мест, где прошли мое детство и юность.

Сосланные в безжизненные степи Казахстана в 1931 году многодетные семьи должны были построить новые поселки из ничего, из нарезанного лопатами дерна. Наш поселок, на берегу степной речки Ишим, назывался «ОДИННАДЦАТЫМ». Там в первую же зиму при сорокаградусных морозах и нестихающих по неделе буранах в неотапливаемом бараке от холода, голода и тифа умерли дедушка, бабушка и мать. Мой старший брат Вася погиб девятого июля 1943 года и похоронен в деревне Луханино Ивнянского района Курской области. Отец Трофим Павлович умер от сердечного приступа 9 февраля 1945 года в возрасте пятидесяти пяти лет и похоронен в поселке Шокай Осокаровского района Карагандинской области. Мария Пантелеевна в те же годы осталась без отца. Я преклоняюсь перед подвигом этой благородной женщины, которая так целеустремленно добивалась увековечивания памяти земляков, погибших на Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Тот, кто любит свою Родину, свой народ, сочувствует нашим соотечественникам, которые после распада Союза остались за пределами Великой России, тот прочтет эти скорбные письма от начала и до конца. Петр Мельников, 8 марта 2010 года».

Письма учительницы к Петру Мельникову полны таких подробностей и деталей, что без содрогания их невозможно читать. «Помню рассказ мамы. Был такой случай на плантации. Прорвало весной плотину, женщины носилками, подолами носили землю, охапками — солому, бросали в промоину, а вода уносила и землю, и солому вместе с плывущими льдинами. Тогда Маруся Абрамова бросилась в этот проем, встала, как на распятье, и крикнула: «Бросайте, бабы!» Впереди нее стали кидать солому и землю, а она, как могла, удерживала руками и всем своим телом эту солому с землей. И солома стала оседать, на нее еще валили солому и землю, и вода остановилась, а Марусю веревками вытащили из этого проема».

А вот что пишет Пётр Мельников в повести «Столбунцы»: «Однажды вечером рядом с нами умерла дочь Михаила Жукова, чернобровая красавица с набитой гнидами косой, а к утру скончалась жена его брата Ивана. Она как лежала в тифозном бреду на полу, сбившись с подстилки, так и застыла, и только грудной ребенок под рукой, завернутый в пеленки, продолжал с перерывами сосать пустую грудь покойницы. До прихода похоронной бригады и он затих. Братья не стали разлучать мать и ребенка, завернули их в один белый саван и завязали тесемкой. О том, сколько за ночь было покойников, узнавали утром, когда к бараку подходил похоронный обоз и мужики, с сосульками на усах и бороде, простуженными голосами спрашивали: «Покойники есть?». И тогда какая-нибудь старуха отвечала: «Есть! Как не быть? Господь прибрал сердечных»…

Перо мастера не притупилось. В этом году небольшими книгами вышли в свет его новые поэмы. А в заголовок вынесена строка из письма Марии Ярцевой к Петру Мельникову.
Коментарии(0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять коментарии. Пожалуйста войдите в свой аккаунт, или зарегистрируйтесь