Добавлено: 12 октября 2011 / Коментариев: 0
На добрую память, дружище! (№40 от 12.10.2011)
В молодости, где-то в начале семидесятых, мне довелось практиковаться в засвияжском фотоателье на улице 50 лет ВЛКСМ. В то время там работал виртуоз портретного жанра Алексей Грешняков — скромняга, фронтовик, неунывающий, весёлый человек. Невысокого роста, с чётким пробором на седовласой голове, с озорной смешинкою во взгляде он энергично хлопотал возле клиентов, менял позицию софитов, позу портретируемого. Бывало, он ненавязчиво вызывал человека на разговор, который всегда завершался плавным взмахом крышки объектива со словами «На добрую память». Это и был момент экспозиции, запись изображения на плёнку.
Я с интересом следил, как на матовом стекле фотокамеры по лицам видоизменялась свет и тень. Вспыхивал рельеф от подсветки «контровичком», а контур пышной причёски ажурно начинал искриться в моделирующем свете.
Алексей Николаевич примечал моё уважительное подглядывание за ним в павильоне и, улыбаясь, восклицал:
- Не только в постановке света дело. Ещё в хорошем настроении клиента! Его улыбка от тебя зависит да от чувствительности плёнки... Да много ли ты видел старинных фотографий, где человек улыбается? Вот то-то и оно! Много времени люди томились перед объективом в позе «замри, не дёргайся». Чувствительность пластинок была низкая — попробуй, улыбнись! Но сегодня и до нас дошёл технический прогресс: не успеешь губы сжать, а «птичка» улетела!
Пациенты всегда стараются попасть на приём в поликлинику к врачу, у которого успешно лечились. Так и в выборе фотографа. Одно дело сниматься на документы — эта процедура стандартная и особого творчества не требует. Другое — съёмка художественная.
Я помню, что конвертов с заказами на портретную художественную съёмку больше всего скапливалось в смену Грешнякова. Ценителей его таланта было немало. А наши дамы да бабушки с внучатами — лучшие создатели рекламы в сфере быта. При «сарафанном радио» и дело процветало. Этому способствовало и особое умение Алексея Николаевича фотографировать детей. Не каждую кроху-егозу заставишь спокойно усидеть в момент съёмки. Глядишь, на негативе смазка... Родители чертыхаются, ведут своё чадо на пересъёмку. Бывало даже не один раз.
А у Грешнякова к детишкам был свой подход. Он редко брался за погремушку, а привлекал внимание ребёнка своей ладонью-пятернёй. Алексей Николаевич мог сотворить пальцами такое диво, что ребёнок не отрывал от него глаз. Тут «птичка»-то и вылетала!
Кроме павильонной работы, сотрудники фотоателье ходили выполнять заказы по вызову. Некоторые сами проявляли интерес к выездной работе: легче было сделать план по выручке да, помимо этого, «подшабашить» в свой карман. Похороны, свадьбы, именины, прочее...
Грешняков за длинным рублём не особо гонялся. В этой погоне настоящий «профи» зачастую превращался в примитивного халтурщика. У Алексея Николаевича было своё понимание любимого дела: - У меня не семеро по лавкам. Как набегаешься с малоформаткой, в павильоне уже теряешь навык. Это факт мною проверенный!
А другой проверенный факт — ежемесячное выполнение плана этим фотомастером непосредственно в павильоне. Поток клиентов на портреты обеспечивал ему стабильность заработка. В фотоателье у Грешнякова было под рукой три камеры. Двумя из них мы пользовались редко. Они были оснащены затворами советского образца. Мы предпочитали отмерять выдержку старым приёмом, открывая-закрывая крышку объектива. Была у нас ещё старая фотокамера, доставшаяся в «наследство» от частной фотографии. Сделанная из бука умельцем-краснодеревщиком она передвигалась на колёсах и впечатляла своим объективом. Это был трёхлинзовый апланат в массивной бронзовой оправе с клеймом известного мастера из Парижа, выгравированным витиеватыми буквами курсива. Это был любимый инструмент Грешнякова.
Закончилась моя практика, и наши пути с этим фотомастером, увы, больше не пересекались. Сегодня фотомастера Грешнякова уже нет в живых. Только память о нём живёт на чудесных фотоснимках из семейных архивов в альбомах земляков. Хорошая, добрая память!
Коментарии(0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять коментарии. Пожалуйста войдите в свой аккаунт, или зарегистрируйтесь