Добавлено: 07 сентября 2011   /   Коментариев: 0

Серафимов служка (№35 от 7.09.2011)

(Продолжение) Как вы знаете, во время правления Александра I православие в России становится приниженным. Расцветают масонские движения, тайные общества полностью опутали государство, Церковь и Синод пытаются бороться с инославием, но силы неравны. Именно в это время в России появляются люди, которые встают на защиту истинного православия. Одним из них был Николай Мотовилов.

Заслуга Мотовилова неоценима: духовно общаясь с преподобным батюшкой Серафимом, он сохранил для нас мельчайшие подробности его светоносной жизни. Самой Божией Матерью наставлен Мотовилов на служение Дивеевской обители. Именно через Мотовилова узнали мы учение преподобного Серафима о стяжании благодати Святаго Духа как цели христианской жизни. Николай Мотовилов родился он 12 мая 1809 года в селе Цильна Симбирской губернии. Отца мальчик потерял рано, воспитанием сына занималась его мать, Мария Александровна из рода Мясниковых. Она с детства оберегала его от влияния масонства, расползавшегося в то время по всей России. Жизнь Мотовилова была удивительной, насыщенной любопытными фактами, в которые трудно было поверить.

Случайный поцелуй

В 1823-1826 годах Николай Мотовилов проходил обучение в Казанском университете. В 1825 году с Мотовиловым произошел любопытный случай, который, как он писал в своих записках, поверг его в такую бездну отчаяния, что он не мог его пережить. Однажды Николай, проходя по университетскому коридору, бросил одной из барышень воздушный поцелуй. Поцелуй этот был замечен начальством, которое придало ему такое значение, что Мотовилов счел себя окончательно погибшим. Особенно его страшила мысль, что об этом узнает его маменька.

В Казани было всем известное Черное озеро — любимое место многих горожан. В темную ночь, страдая из-за случившегося происшествия, шестнадцатилетний студент Николай Мотовилов отправился к этому озеру с намерением утопиться. «Уже он готов был в него броситься,- пишет С. Нилус, - но какая-то невидимая сила вдруг приковала его к месту, с которого он хотел кинуться в воду, и в ночной темноте, над мрачными водами Черного озера, он внезапно увидал в ярком сиянии образ Казанской Божией Матери. Озаренный дивным светом Лик Пречистой укоризненно взглянул на юношу-самоубийцу и бесследно скрылся в темноте ночи. Это было первое знамение в его жизни».

Обескураженный увиденным, Мотовилов вернулся на квартиру, которую снимал в Казани. А когда на следующий день пошел в институт то узнал, что о его случайном поцелуе уже все позабыли.

8 июля 1826 года Николай окончил университетский курс и получил звание действительного студента, которым гордился всю жизнь. Он так и подписывался «действительный студент» даже в зрелые годы в официальных документах. 20 июля 1826 года Николай вернулся на родину в Симбирск, где его ждали мать Мария Александровна и младшая сестра Прасковья. Но радость была недолгой. Во время поездки в Киев, куда семья поехала на богомолье, его мама скончалась.

Первые испытания

Для юного Николая началась взрослая жизнь, наполненная хозяйственными заботами в своем родовом имении Цильна. На его плечах была еще пятнадцатилетняя сестренка. Немногим позже Мотовилов выдвинул свою кандидатуру на должность почетного смотрителя Карсунского уездного училища и вскоре получил положительный ответ.

В это время Мотовилов знакомится с предводителем симбирского дворянства, князем Михаилом Баратаевым, человеком известным не только в Симбирске, но и в Европе. Он обещал Николаю помощь и оказать содействие во всем. Однако между ними встали масоны. Как известно, Баратаев был основателем в Симбирске масонской ложи «Ключ к добродетели» и вообще был ключевой фигурой в масонстве Симбирска и России. Он предложил Мотовилову вступить в его масонский союз и быть активным его членом. На это Николай ответил, что родители всю жизнь оберегали его от масонов, а в Казани, изучая их жизнь и цели, он пришел к выводу, что масонское движение в России — это есть истинное антихристианство. Баратаев пришел от ответа в бешенство. Дружбе пришел конец. Кроме того, Михаил пригрозил Николаю, что отныне у него начнутся проблемы. И действительно, в работе смотрителем в Карсуне ему было отказано, началась травля во всех инстанциях, его начали запугивать, доводя порой до отчаяния. У Мотовилова началась нервная болезнь.

Утешение Николай Александрович нашел в саровской обители, куда все чаще и чаще стал наведываться. Там он тесно сдружился с великим Божьим сподвижником Серафимом. Тот поведал ему о цели христианской жизни. Николай стал его помощником. Он записывал в своем дневнике все речи и деяния старца. Другой радостью у Мотовилова была Катенька Языкова. С Екатериной, родной сестрой поэта Николая Языкова, они познакомились, когда девочке было 12 лет. Однако Мотовилов терпеливо ждал, когда она вырастет, и постоянно за ней ухаживал.

Тем временем травля и гонения Мотовилова продолжались, постепенно силы его покинули, и он был парализован. Он привлек лучших врачей Симбирска, Казани, Самары, однако болезнь не отступала. Так он пролежал, прикованный к постели, почти три года. Потеряв все надежды на излечение, он дал распоряжение вести его в Саровскую пустынь к отцу Серафиму. Николая принесли на руках, на руках его и держали, когда с ним разговаривал Серафим. Он спросил Мотовилова: «А веруешь ли, что Господь, как прежде, исцелял мгновенно и одним словом и что ходатайство к нему Божией Матери за нас всемогуще, и что по сему ходатайству Господь Иисус Христос и ныне так же мгновенно и одним словом может исцелить вас?» «Верую», - ответил Николай. «А если вы веруете, - произнес Серафим, - то вы здоровы уже!» Далее произошло чудо, Мотовилов после трехлетнего паралича вдруг пошел. (Продолжение следует)
Коментарии(0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять коментарии. Пожалуйста войдите в свой аккаунт, или зарегистрируйтесь