Добавлено: 12 июля 2011   /   Коментариев: 0

Что было бы, если... (№27 от 13.07.2011)

Сегодня мы слышим много мнений о причинах трагического начала войны для нашей Родины, о страшных ошибках и просчетах Сталина, позволивших фашистам внезапно напасть и разгромить советские войска в приграничных сражениях летом 1941 года. Убежденный антисталинист, А. Зиновьев в статье «Будничная война» дал свою оценку ее началу, назвав соответствующую главу.

«Неизбежность»

«Много говорилось и говорится о неожиданности войны. Мол, прошляпили! Это фактически неверно. Надо различать неожиданность войны и неожиданность именно такого конкретного её начала.

Я попал в армию в 1940 году – на Дальний Восток. В конце года армию расформировали. Многие части, в том числе и наш полк, стали перебрасывать на Запад. И нам прямо говорили, что будем воевать с немцами. Когда? Вот будет потеплее, тогда и начнётся…

Оказавшись на западной границе, мы уже нисколько не сомневались в неизбежности войны, но, конечно, ещё и не представляли, какой трагедией она окажется. Помню, что мы даже радовались ей: нас учили тому, что война будет с самого начала победоносной, причём на территории врага. Как оценивать такую ситуацию? Если вырвать её из контекста большой истории - глупость, вредительство. Но если принять во внимание вполне обоснованное стремление высшего руководства страны оттянуть начало войны во что бы то ни стало, то это будет выглядеть как одно из трагических событий, избежать которое можно лишь в воображении.

Что бы Советский Союз ни предпринимал в рамках возможностей тех лет, он просто не мог бы остановить напор врага такой силы без больших потерь.

Поражения многому научили. Немцев всё-таки остановили. И самая главная победа наша в этот период – провал немецкой идеи блицкрига. Это посеяло в самой Германии сомнение в успешном исходе войны, а у многих – даже уверенность в том, что война заведомо проиграна. Мы навязали немцам затяжную войну, которая не входила в их расчёты, которую они не умели вести. К тому же в это время началось стремительное вооружение нашей армии новейшим оружием и обновление командного состава.

Немцы и наши союзники с какой техникой начали войну, с такой её и закончили. Мы же в труднейших условиях войны совершили беспрецедентный скачок, имея к концу войны самую эффективную военную технику, сыгравшую роль уже в этой войне».

«Если бы немцев удалось остановить…»

Одна из фраз этой статьи поражает своей глубиной: «И ещё неизвестно, как бы развернулась война, если бы немцев удалось остановить в первые же дни и без больших потерь». Допустим, что к 22 июня 1941 года Красная армия была приведена в полную боевую готовность, фашистская Германия все-таки напала, после ожесточенных боев наши немцев остановили, фронт стабилизировался, и война приняла позиционный характер. Что было бы тогда?

12 июля 1941 года Англия и СССР подписали соглашение о взаимной помощи и совместных действиях против Германии с обязательством не вступать с ней в сепаратные переговоры. Однако до «совместных действий» дело дошло только в 1944 году. США вообще до конца 1941 года, до Перл-Харбора, имела статус «невоюющего союзника».

Подавляющее большинство политических деятелей было убеждено, что СССР продержится максимум 4-6 недель. Таким образом, оформление антигитлеровской коалиции с участием СССР, официально закончившееся 1 января 1942 года, происходило при уверенности англо-американских союзников в близком поражении СССР.

После Курской битвы, когда стало очевидно поражение Германии, 20 августа 1943 года в Квебеке заседали начальники штабов США и Великобритании, а также Черчилль и Рузвельт. В повестке дня стоял вопрос о возможном выходе Соединенных Штатов и Британии из антигитлеровской коалиции и о вступлении в союз с нацистскими генералами для ведения совместной войны против Советского Союза. Какой уж тут «второй фронт», когда союзники задумались о новом «Мюнхене»?

К моменту высадки союзников на континент (в 1944 году) был приурочен и заговор против Гитлера. Приведенные к власти в Рейхе генералы должны были распустить Западный фронт и открыть американцам и англичанам простор для оккупации Германии и «освобождения» Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии… Красная армия должна была быть остановлена на границах 1939 года».

При таком развитии событий, при отступлении Германии под натиском Красной армии, англо-американские союзники могли оказаться на фронте уже с фашистской стороны. Вероятнее всего, война бы затянулась до создания фашистами и американцами ядерного оружия, а ракеты ФАУ у немцев уже были.

В этом случае Вторая мировая война стала бы последней страницей в истории человечества. Однако этот мировой сценарий был исключен трагическим для Советской России летом 1941 года, поставившим ее на грань катастрофы и этим бросившей в «дружеские» объятия идеологических врагов.

Русский фельдмаршал Миних, немецкий выходец, во времена Екатерины Великой завоевывавший Крым, уже тогда утверждал: «Россия – это страна, которая управляется Богом, иначе невозможно объяснить, как она существует». В это хочется верить особенно сегодня, когда видишь, с какой легкостью демократические бомбы летают по всему миру, а гонка вооружений бьет все новые рекорды. А, может быть, уже остается только верить…
Коментарии(0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять коментарии. Пожалуйста войдите в свой аккаунт, или зарегистрируйтесь