Добавлено: 25 мая 2011   /   Коментариев: 0

Родом из кино (№20 от 25.05.11)

В выставочном зале Ульяновской областной научной библиотеки открылась выставка картин народного артиста России Станислава Говорухина – классика отечественного кино. Как режиссера, сценариста и актера (а также известного политика и депутата) Станислава Сергеевича хорошо знают, но не все, наверное, слышали о его занятии живописью. Впрочем сам 75-летний мастер, отпраздновавший юбилей нынешней весной, считает изобразительное искусство только увлечением, хотя и утверждает, что каждый режиссёр должен выучиться рисовать. Иначе как объяснить соратникам – оператору и художнику – каким ты видишь будущий кадр?

Все дело в том, что Станислав Говорухин станет почётным гостем III Международного фестиваля кино- и телепрограмм для семейного просмотра «От всей души» имени Валентины Леонтьевой, он приедет на закрытие кинофорума. Именно этому мероприятию мы обязаны знакомством с картинами режиссера. Между прочим, несмотря на раннее ощущение своих способностей, рисовать кинематографист начал довольно поздно… в 58 лет! Но, как оказалось, на всю оставшуюся жизнь, хотя живописи он никогда не обучался. Что поделаешь – трудное послевоенное детство, не до того было…

- По телевидению проходили какие-то программы, где можно было увидеть Говорухина за мольбертом, на этюдах, - комментирует известный искусствовед, заведующая Музеем современного изобразительного искусства имени Пластова Елена Сергеева. – Увлечение еще каким-то жанром – дело обычное для творческих людей. Поэтому, возможно, кто-то и делает своеобразную скидку на то, что автор работ, о которых мы говорим, - замечательный режиссер, но не художник. Однако я уверена, что все посетители экспозиции открывают для себя еще одну грань большого таланта. То, что мы видим, никак нельзя назвать хобби. Это на самом деле одна из сторон мощной творческой деятельности яркой личности. Не знаю, пишет ли он что-то, кроме пейзажей, которые представлены в Ульяновске. Но и они способны нас удивить.

- Чем же привлекает творчество художника-режиссера?

- Прежде всего, небольшие размеры картин говорят о том, что человек пишет в свободную минуту, вопреки своей плотной занятости. Хотя маленькие картины писать даже сложнее, потому что в них еще нужно «уместить» образ. Это как отдельный кадр, в котором должно быть сразу все. Картины Говорухина – как аккумуляторы, которые дают мощный заряд для понимания его восприятия окружающего мира. Вроде бы формально это никак не связано с работой в кино. Однако даже один из его последних фильмов – «Благословите женщину» - дает представление о том, какое большое внимание в нем уделялось пейзажным съемкам. Мне кажется, что это не столько работа оператора, сколько задумка самого Говорухина. То есть перед нами очевидное взаимовлияние двух жанров – кино и изобразительного искусства.

- Значит, влияние Говорухина-художника явно прочитывается и в его фильмах?

- Да. И потом – к пейзажу многие относятся как к тривиальному жанру. Дескать, мы изображаем какой-то уголок природы, который нам понравился. Говорухин как раз отличается тем, что для него этюд – не просто маленький «слепок» действительности. Ему важна образная структура, он обязательно вносит в пейзаж свое собственное видение. В его картинах есть какие-то усиления, трансформации – в цветовой гамме, композиционном построении. И все это опять-таки идет от кинематографа. Дело в том, что художники-импрессионисты (а многие картины Говорухина выполнены в такой манере) дали толчок развитию кинематографа. Именно они придумали принцип кадрирования.

- Говорухин – импрессионист?! После экранизаций им Даниэля Дефо, Марка Твена и Жюля Верна я всегда считал его этаким убежденным романтиком... - Он работает по принципам русского импрессионизма. Все переосмысляет, переносит на русскую почву. В пейзажах Говорухина мгновенно чувствуется человеческое настроение автора. Здесь он немного нервничает, тут пребывает в состоянии гармонии с окружающей действительностью. В одном пейзаже он замкнутый, в другом - принимает этот мир. Все очень разнопланово.

- Вы могли бы выделить какие-то конкретные работы?

- Выставка очень хорошо подобрана. Она представляется единым целым. Великолепны зимние пейзажи, южные работы, панорамные виды. Картины, написанные в предельно реалистической, почти натуралистической манере, фиксирующей место, куда автор, наверное, попал впервые, и обобщенные вещи, когда важнее впечатление (видимо, речь идет о хорошо знакомых ему уголках). Он умеет малым сказать о большом, передать настроение буквально одним штрихом. Ценность его живописи заключается в ценности его личности. То же самое и в кино: вспомните «Место встречи изменить нельзя», когда простая детективная история, наполняясь собственным видением и атмосферой времени, превращается в портрет послевоенной страны. И «Вертикаль», и «Ворошиловский стрелок»… Может быть, если бы не кинематограф, он стал бы замечательным художником.

- Неслучайно многие кинематографисты хорошо рисуют. Вспомнить хотя бы Юрия Богатырева...

- А Сергей Эйзенштейн? Он же великолепный был рисовальщик! Они в самом деле взаимосвязаны, эти два искусства. Кино, где человеческие переживания передаются через движение, и живопись с ее раз и навсегда застывшим холстом и движением внутренним. Конечно, многие испытывают желание выразить себя и в том, и в другом. Без сомнения, у Говорухина это получилось. Если мы отрешимся от того, что Говорухин – кинематографист, то мы увидим зрелого, состоявшегося художника с собственным взглядом на жизнь.
Коментарии(0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять коментарии. Пожалуйста войдите в свой аккаунт, или зарегистрируйтесь