Добавлено: 12 мая 2011   /   Коментариев: 0

Пока загадка (№15 от 20.04.11)

Так уж получилось, что главными событиями недели в ульяновской культуре стали не премьеры или фестивали, а кадровые вопросы. Причем, один интереснее другого. Скажем, в областном театре драмы на днях появился новый худрук. Когда с этого поста уходил Юрий Копылов, говорили о завершении Эпохи Копылова. И, скорее всего, преждевременно. Потому что на самом деле она окончилась только сейчас, когда в должность вступил другой человек – со своими представлениями о будущем.

Интрига вокруг того, кто же возглавит театр, нарастала давно. Когда, как это у нас принято в последнее время, был объявлен конкурс соискателей. Претендентов оказалось 14, из них отобрали пятерых для пробных постановок. Однако, удалось завершить только одну из задуманных работ. Решение о назначении приняли без сравнения творческого уровня спектаклей. Только на основании программы, которую представил «победитель». Им стал литовец Линас Зайкаускас, прибывший к нам из Челябинска (а до этого в его жизни были Вильнюс и Новосибирск). Судя по Интернету, челябинский контракт режиссера был расторгнут досрочно из-за конфликта с актерским коллективом. В результате чего Линас благополучно переехал к нам.

Что сулит нашей облдраме обретение Зайкаускаса, пока судить рано. Однако «свое видение общего дела» он уже представил. Оно сопряжено «с амбициями» и основано на том, чтобы планка театрального бренда Ульяновска не понизилась. Для этого новый худрук планирует больше «светиться» за рубежом – дескать, «нет пророка в своем Отечестве». Намеревается «идти в ногу с властями» и наслышан о театральной щедрости губернатора Морозова.

«Политический» аспект вообще просматривается во многом из того, что было сказано на представлении нового худрука. К примеру, нетрудно догадаться, почему выбор был в принципе сделан так, а не иначе. Несмотря на то, что русская школа режиссуры – одна из лучших в мире, ей все же предпочли литовскую, потому как в дело, видимо, вмешались… претензии региона на звание «Культурной столицы Европы». Наверное, чиновники решили, что европейская фамилия на афише сделает нас ближе к Западу, чем Иванов, Петров или Сидоров. Однако в правильности такого подхода можно и усомниться.

Тем не менее, один из приоритетов нового руководителя – все-таки открытость для международных проектов. В результате чего мы ждем постановщиков из Польши, Грузии, Литвы и «других стран». Скорее всего, удовольствие это не из дешевых, однако отчего ж не воспользоваться моментом, если регион согласен платить? Первым приедет руководитель краковского театра, чтобы поставить на нашей сцене пьесу малоизвестного в России польского классика Ружевича «Мать уходит». Своя что ли, национальная драматургия исчерпалась? Правда сам Линас все-таки начнет ставить с Чехова, и только потом обратится к турку Тунджеру Джюдженоглу.

Даже Виктюк, представьте, приедет в Ульяновск, чтобы творить в облдраме. В конце года он сделает здесь спектакль «Коварство и любовь». А еще – английский актер Питер Тэйт, известный на постсоветском пространстве. И сам маэстро Кшиштоф Занусси, который давно не брезгует ставить в российской провинции. «Все зависит от финансов», - признал новый худрук, демонстрируя легкий литовский акцент. «Было бы глупо, имея заказы, не показаться», - сказал режиссер о предстоящих выездах труппы на фестивали в Албанию, Македонию, Болгарию, Украину и пообещал в дальнейшем обращать больше внимание на молодого зрителя, которому сейчас 15-20 лет. Вообще-то для этих целей в городе уже есть ТЮЗ, а в драматический театр мы привыкли ходить на высокое искусство. И потом, конъюнктура конъюнктурой, а бюджет все же не бездонный, как бы ни заманчиво звучали перспективы совместных постановок с поляками и румынами.

Очевидно, что перемены ожидают и актерский коллектив. Кое-какие кадры Линас с собой уже привез. Во-первых, жену Маргариту Мисюкову, которая займет пост главного театрального художника. Во-вторых, молодую актрису Марину Карцеву с моноспектаклем «Наташина мечта». Что ж, одной молодой актрисой больше… С местными лицедеями он уже познакомился – некоторые из числа «моложе 40 лет» ему очень понравились. А вот о ветеранах сцены отозвался более сдержанно, не исключив возможности поиска замены: «Люди элементарно стареют, нельзя зацикливаться, комплектование команды – дело живое». Якобы многие актеры со всей страны пошли бы к нему, если бы позвал, «по завиду». Дело за малым – решить квартирный вопрос. Режиссер сообщил, что своей «генеральной темы», как у Копылова, у него нет – «сам не знаю, почему выбираю ту или иную пьесу». Если видит, какой должна быть постановка, значит, так решил Бог. Обозначил и то, кто в театре главный. Бескомпромиссные высказывания маэстро на эту тему нетрудно найти и во всемирной паутине. Правда, как и положено настоящему прибалту, обещал двигаться вперед эволюционно, а не революционно – мол, никуда не будем спешить. Пока зрители ходят, никакие спектакли из репертуара не уйдут. Что ж, поверим «самому загадочному российскому режиссеру» (а именно так представил его театральный пресс-релиз) на слово. По крайней мере, пока…
Коментарии(0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять коментарии. Пожалуйста войдите в свой аккаунт, или зарегистрируйтесь