Добавлено: 12 мая 2011   /   Коментариев: 0

Роза «Княгиня (№18 от 11.05.11)

У Марии Харнден (Васильчиковой), участнице заговора против Гитлера, была родная сестра княгиня Татьяна фон Меттерних-Виннебург, с которой они вместе работали в МИДе фашистской Германии в годы войны. В последствии она стала известным меценатом, писателем и художником. В честь нее назовут новый сорт розы «Княгиня Татьяна Васильчикова».

Татьяна Васильчикова родилась в Санкт-Петербурге 19 декабря 1914 года. Она, как и все в семье Васильчиковых, воспитана в лучших традициях русской аристократии. Татьяна хорошо владела пятью иностранными языками. В 1940 году, когда семья вынуждена была перебраться жить в Германию, она вместе с сестрой устроилась секретарем в Министерство иностранных дел. В 1941-ом Татьяна выходит замуж за князя Пауля Меттерниха - правнука известного Австрийского канцлера.

В то время когда Татьяна собиралась выйти замуж, лучший садовод Германии и владелец крупной берлинской садовой компании Хельмут Спат вывел новый сорт розы и думал, как ее назвать. И тут, открыв свежий номер Берлинской газеты, он был сражен красотой девушки, глядевшей с фотографии. Прочитав о русской графине, собиравшейся отпраздновать свадьбу, он твердо решил назвать новую розу ее именем. На свадьбу садовод прислал Татьяне целый букет из этих роз. Так появился новый сорт роз под названием «Prinzessin Tatiana Wasilchikoff» («Княгиня Татьяна Васильчикова»). Она относится к чайно-гибридной группе роз, цветки крупные, махровые (17-25 лепестков), имеют светло-розовую окраску, цветет периодически в течение всего сезона. Эта роза сохранилась на сегодняшний день лишь в одном розарии – германском музее роз Зангерхаузен.

История с розой для Хельмута Спата закончилась трагически. Нацисты не могли ему простить тот факт, что он назвал свою розу русским именем. Произошло это в 1943 году. В Германии шла масштабная чистка. Несмотря на то, что Хельмут был членом нацистской партии, это не помешало гестапо заинтересоваться человеком, назвавшим розу «Княгиня Татьяна Васильчикова». Вскоре он был арестован, впоследствии стало известным, что он погиб 15 февраля 1945 года в концлагере Заксенхаузен.

Сама же княгиня Васильчикова, ныне уже Меттерних, уехала со своим мужем в свадебное путешествия по Европе, по возвращению из которого их ждало нерадостное сообщение. Пауль в 1942 году был мобилизован в армию и отправлен на войну с Россией на Восточный фронт. Татьяна сильно переживала, ведь ее муж должен был убивать русский народ, к которому она принадлежала. Но особо переживала Татьяна Илларионовна, когда ее родной город Санкт-Петербург был в немецкой блокаде.

После войны Пауль увлекся автоспортом, стал председателем немецкого автомобильного клуба. Татьяна посвятила всю оставшуюся жизнь благотворительности. Ею написано 15 книг. Пробовала она себя и как художница. Будучи страстной поклонницей искусства, она организовала в своем новом замке Йоханнисберг ежегодный музыкальный фестиваль, на который съезжались всемирно известные музыканты. Занималась она и виноделием - ее в шутку называли королевой шампанских вин Германии. Татьяна Меттерних являлась подданной одновременно пяти государств и имела пять паспортов.

С наступлением в России демократии она сразу же посетила свой родной город Санкт-Петербург. Ее поездки стали частыми. Она помогла восстановить в Санкт-Петербурге дворец Строгановых, открыла приют для беспризорных детей, обеспечивала больницы медицинским оборудованием. В 1991 году Татьяну Васильчикову с почетом принимал мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, познакомился с ней и Владимир Путин, позже они были у нее в гостях в Германии в ее роскошном имении. За заслуги в укреплении российско-германских отношений и активную благотворительную деятельность в 2003 году Татьяна фон Меттерних была удостоена благодарности Президента России Владимира Путина. Ее заслуги были оценены и в Германии - княгиня получила Федеральный крест. Скончалась Татьяна Илларионовна Меттерлих (Васильчикова), потомок симбирского купца Мясникова, в возрасте 91 года 26 июля 2006 года, похоронена рядом с мужем на территории замка Йоханнисберг. Своих детей у Татьяны не было, и поэтому все свои сбережения она завещала наследнику королевского дома Вильямор Дону Альваро де Салинасу. Заслуживает особого внимания и мать Татьяны Васильчикой Лидия Леонидовна (в девичестве Вяземская). Татьяна рассказывает, что однажды в 1937 году в Париже при просмотре советского фильма «Дубровский», когда показывали усадьбу помещика Троекурова, Лидия Леонидовна неожиданно закричала. Вся публика посмотрела в ее сторону, а она продолжала дрожащим от волнения и восторженным голосом кричать: «Это же мой дом, моя усадьба». И действительно, она узнала свой родной дом, который вынуждена была покинуть в 1917 году, уезжая из России. По сценарию фильма, Троекуров жил в усадьбе Васильчиковых в «Осиновой Роще».

Лидия Леонидовна, несмотря на то, что проклинала большевиков, всегда сильно переживала, видя, как мучаются русские пленные в немецких концлагерях, и всячески пыталась облегчить их участь. Всевозможными путями, через русских эмигрантов в Америке, она добивается поставки огромной гуманитарной помощи (лекарств, одежды, продуктов) пленным под присмотром международного Красного Креста. Однако Гитлер лично запретил осуществление этой программы. Кроме того, на княгиню написали донос в гестапо, советуя не выпускать её из Германии, мол, у неё много влиятельных знакомых среди аристократов разных стран и они окажут отрицательное влияние на всю политику Германии. Этот донос, работая в МИДе, перехватила ее дочь Мария Васильчикова и вовремя спасла мать. До конца войны она скрывалась в имении другой своей дочери - Татьяны. А ведь именно в честь Татьяны один из немецких садоводов назвал новый сорт роз.
Коментарии(0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять коментарии. Пожалуйста войдите в свой аккаунт, или зарегистрируйтесь