Добавлено: 21 апреля 2010   /   Коментариев: 0

«Убегай от тоски и с глупцами не спорь…» (№15)

Ее знают практически все жители региона, потому что на протяжении нескольких десятилетий она являлась бессменной ведущей городских концертов и праздников и, конечно, прежде всего программ ульяновского телевидения, являясь его общепризнанным лицом. Накануне большого юбилея этой обаятельной женщины беседуем с ней, легендарным диктором Людмилой Александровной Ляшенко.

- Что важного произошло в вашей жизни за последние годы?

Image- Прежде всего, уже 8 лет у меня другой спутник жизни, который, наверное, для меня награда за все прошлые неурядицы. Он кандидат наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии Ульяновского военно-технического училища. Как говорится, настоящий полковник. И очень добрый человек, который принял меня и моих детей со всеми нашими проблемами. Благодаря именно ему произошло и другое важное событие – я пришла в педагогику. Никогда об этом не думала…

- Знаю, что вы защитили кандидатскую диссертацию…

- Сначала мой супруг привел меня в училище и предложил преподавать культурологию. Безумно благодарна этому предмету, потому что, все глубже погружаясь в него, я поняла: на самом деле все в нашей жизни повторяется и все преходяще. Культурология дала мне философское осмысление бытия. Это важно, потому что преподавать, по моему глубокому убеждению, должны все-таки люди с опытом. Как бы сегодня не кричали о необходимости привлекать в образование молодежь.

Поняв, что мне удается и нравится преподавание, задумалась о передаче опыта телеведущего. А однажды посетовала через газету, что с телеэкранов уходит правильная речь. Тогда как раз в обиход стал активно проникать так называемый «падокаффский» язык (коверкание русских слов, сегодня практически общепринятое в Интернете), и я не могла не высказаться на эту тему. Мою статью увидел губернатор и на ближайшей встрече предложил мне прийти с конкретными планами по подготовке телеведущих. А ведь мечтала я об этом еще лет двадцать назад! Так в 2007 году появилась «Школа речевого мастерства Людмилы Ляшенко». Впрочем, оказалось, что Школа на самом деле касается не только телевидения, занимаясь проблемой правильной речи в самом широком смысле.

- Но почему все-таки свою диссертацию вы посвятили национальной школе в Симбирске после революции? Это же так далеко от телевидения… - Вам может показаться неожиданным, что, еще учась в первой школе нашего города, я работала в музее. В качестве «поискового задания» мне тогда достались потомки чувашского просветителя Ивана Яковлева, который тоже оканчивал первую гимназию. Я заинтересовалась… В чем особенности симбирского образования трехлетнего периода, который я рассматриваю в своей работе – с 1918 по 1921 год? Дело в том, что в национальных селах мечтали как раз об открытии русских школ, потому что хотели знать основной язык страны, желали приобщиться к цивилизации, и до революции это учитывалось как Яковлевым, так и Ильей Николаевичем Ульяновым. Однако потом прежняя система образования оказалась разрушена. И после революции многие национальности просто насильно заставляли изучать только родной язык как возвращение «назад, к корням». Были такие комиссары, которые делали это под дулом пистолета. Возникали даже восстания. Невероятно, но факт. Правда потом перекосы эти нашли и исправили.

- Просто не могу не спросить вас о политике, из которой вы недавно ушли. Кстати, как в федеральной, так и в местной политике вообще очень мало работников культуры (в отличие от бизнесменов), и это безусловно проблема.

- В депутаты я баллотировалась несколько раз. Впервые меня делегировали в ЗСО еще при Горячеве – не прошла регистрацию. Потом сама попробовала избираться в областной парламент, и заняла второе место по округу, не предприняв практически никаких усилий по раскрутке. Третья попытка, с Гордумой, увенчалась успехом – в какой-то период моя популярность снова была востребована. Мне снова «предложили» участвовать в выборах, поставив партийную задачу – в этом мое отличие от большинства политиков. Решение идти в политику не было только моим собственным. Вообще, я считаю, что во власть стремятся все-таки те женщины, которые не реализованы в личном плане. Не считая отдельных личностей, думаю, что сражаться, громко кричать о чем-то с трибуны не в женской натуре... С одной стороны, депутатская работа мне понравилась. Это, прежде всего, взаимодействие с людьми – когда-то я так же общалась с ними посредством своих программ на телевидении. С другой стороны, было очень обидно, когда вдруг однажды услышала в свой адрес обидное слово «депутатша». И это после 30 лет уважения телезрителей. Я-то не изменилась, почему обо мне стали говорить и писать хуже?! Не понравилось и потребительское отношение избирателей-«просителей», которые звонили каждый вечер и в оскорбительной манере говорили «вы мне должны то-то и то-то». Но с большинством жителей округа у меня сложилось хорошее взаимодействие. И я-то знаю, что сделала все, что могла. Хотя мне, к примеру, в последнее время очень нравятся стихи Саши Черного. (Смеется – прим. авт.) В «Послании к женскому съезду», написанном еще в 1908 году (!), у него есть замечательные строки: «И если в Третьей Думе мы цветем, как розы средь зимы, то благо вам, что вы не там…» Спасибо нам, что мы не там!

- За переменами на телевидении следите?

- Оно изменилось кардинально. То, что с экранов ушла доброта, ушли искренние чувства, видят и замечают все. Причем самое потрясающее, что они как-то возвращаются к нам в искусстве. Фильмы и даже сериалы постепенно становятся качественнее. А сами телепередачи только удаляются от простого человека. Между тем на протяжении всей своей телекарьеры я была сторонницей обращения именно к простым людям, в которых всегда можно найти таланты. Зрители до сих пор вспоминают мою программу «В своем кругу», сделанную на местном уровне с той же теплотой к простым труженикам и их семьям, что и «От всей души» Валентины Леонтьевой. Где такие программы сегодня?! В наше время объективы направлены только в сторону представителей элиты. И за информативностью многое потеряно. Информирование и воспитание посредством телевидения долгие годы шли параллельно. А кто теперь думает о том, как слово отзовется? Раньше на телевидение приходили люди высококультурные и образованные, конкурс был 30-40 человек на место, и они делали прекрасные сюжеты, теперь же набирают практически кого попало. Отсюда - очень слабые информации, рассказанные настолько плохим языком, что даже не всегда понятно, что имели в виду. Поэтому единственной отдушиной остается канал «Культура».

- Почему же так происходит?

- Во-первых, дело в безразличии. Эфир как-то заполняется – и ладно! Во-вторых, умный человек сегодня может просто не пойти работать на телевидение. Посмотрит программы, оценит уровень и подумает: «Не дай Бог я там стану таким же, как они». Получается парадокс: эта работа создана для одаренных, а они туда не попадают... Когда на телевидение семнадцатилетней впервые пришла я, каждый в когорте режиссеров, журналистов и ведущих представлял из себя настоящую Личность. И они относились ко мне очень критически. Поэтому доказать, что я что-то могу в этой профессии, конечно, было нелегко, но, наверное, именно поэтому мне удалось добиться результата. Просто я очень хотела работать, на самом деле много читала, экспериментировала со своим внешним видом. Не ждала, что ко мне придут, причешут, загримируют и все за меня напишут.

- А свои секреты молодости у вас есть?

- «Я помню, мне исполнилось три года, а вы уже были на экране», - это я слышу часто… Отвечу честно: все тридцать лет на телевидении мне некогда было так уж сильно ухаживать за собой. Вы удивитесь, узнав, что один из моих «секретов» такой – мне всегда приходилось много говорить в кадре. Речь с подчеркнутой дикцией – это же прежде всего мимика! То есть постоянный внутренний массаж лица. А гламурные красотки говорят мало, предпочитая делать подтяжки. (Смеется) На самом деле лучше постоянно говорить и… улыбаться. И еще – все время что-то улучшайте в своей жизни. Не утруждайте себя обременительными диетами. Лучше найдите то, что вам нравится. Примите ванну, прогуляйтесь на природе или почитайте хорошую книгу. То есть регулярно доставляйте себе какие-нибудь мелкие радости. Даже домашние дела можно делать только по мере настроения. Сегодня не хочется, значит, захочется завтра…

Сегодня мне хорошо дома. Рядом – любящий муж, настоящий хозяин, тринадцатилетний сын Дима, который учится в школе, мои родители. Живем вместе. Несколько лет назад у нас появился собственный дом. Не хватает, конечно, старшего сына Кирилла, который живет в Москве и работает в банковской системе.

- О чем думаете накануне юбилея?

- Честно говоря, я не собиралась его праздновать. Хотела на день рождения уехать в город своей юности Будапешт вместе с мужем. Мои друзья этому очень воспротивились, после чего вечер, посвященный юбилею, все-таки решили провести - он состоится в филармонии 14 мая. О чем думаю перед этим событием? Лучше всего ответить словами того же Саши Черного, с которыми я на вечере обращусь к своим гостям: «А вопросы... Вопросы не знают ответа // – Налетят, разожгут и умчатся, как корь. // Соломон нам оставил два мудрых совета: // Убегай от тоски и с глупцами не спорь»...

Курьёзы от Людмилы Ляшенко

Когда-то мы работали в одну смену с другой ведущей, Еленой Старостиной. А так как мы обе не очень высокого роста, то на кресле у нас всегда лежала специальная подушечка, которую мы незаметно передавали друг другу. Делали это, когда кто-то читал за кадром погоду. В один прекрасный момент меня забыли предупредить, что погоду будут читать в кадре. И я, не зная, что нас показывают, как обычно, подошла к Елене и стала выдергивать из-под нее подушку. Все вокруг растерялись, а Елена вжалась и мужественно продолжала говорить про погоду. Представляете, какая была в кадре картина: две девушки в прямом эфире борются непонятно за что…

Мой первый эфир запомнился мне тем, что у меня отнялись ноги – долго не могла встать после окончания программы… Или вот что связано с известными людьми. Это была одна из первых моих передач. У меня - очень красивая прическа и новое специально сшитое платье. В Ульяновске проходил выездной съезд союза композиторов СССР, на который приехали корифеи того времени - Ян Френкель, Никита Богословский, Силантьев... Надо сказать, что из-за волнения я перепутала всех и вся. И, осознав, что, видимо, это мой последний эфир, я в ужасе замолчала. Тогда Ян Абрамович Френкель, царствие ему Небесное, сказал знаменитую для меня фразу: «Мы вот тут сидим все такие знаменитые, усатые. Совсем нашу ведущую Людочку запугали. Пойду-ка я ей лучше спою». И я как-то успокоилась. Поняла – как бы ни был человек знаменит, главное – его отношение к людям. Эфир вообще дает нам огромную возможность сделать доброе дело на большую аудиторию. Мне непонятно, почему сегодня никто на телевидении не понимает этой сверхзадачи.
Коментарии(0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять коментарии. Пожалуйста войдите в свой аккаунт, или зарегистрируйтесь