Добавлено: 18 марта 2009   /   Коментариев: 0

Авиакатастрофа по «разрешению» (№10)

Не так давно из Перми, где в прошлом году произошла страшная авиакатастрофа, опять пришло тревожное сообщение: при посадке пассажирский «Боинг» выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы. Трагедии удалось избежать, но надолго ли? Почему самолёты отказываются подчиняться экипажу? Думаю, мнение пилота 1 класса, инструктора бывшей школы высшей подготовки лётчиков (ШВЛП) Виктора Червона из Ульяновска будет интересным для авиапассажиров и полезным для организаторов авиаперевозок.

Image- Виктор Иванович, новое происшествие с «Боингом» в Перми напоминает иркутскую трагедию, когда самолёт при посадке не остановился, а врезался в гаражи и загорелся. Неужели та катастрофа ничему не научила?

- Я внимательно изучил все доступные мне документы иркутской трагедии 2006 года. В докладе Межгосударственного Авиационного Комитета (МАК) 23-й сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства» по катастрофе самолёта А-310 при посадке в аэропорту Иркутск 09.07.06. Там говорится, что «причиной катастрофы самолёта А-310 авиакомпании «Сибирь» явились ошибочные и бесконтрольные действия экипажа на этапе пробега после посадки самолёта в конфигурации с деактивированным реверсом тяги одного двигателя…».

Давайте разберёмся в терминах. «Реверс» – воздушный реактивный тормоз самолёта. Его отказ на пробеге создаёт разворачивающий момент в сторону двигателя с исправным реверсом, который невозможно парировать самолётными средствами. «Деактивированный» означает «отказавший», как принято авиационной терминологией.

Автор статьи в газете «Аргументы и факты» (№8 за 2009 г.) заслуженный лётчик-испытатель Георгий Волохов так комментирует выводы МАКа: «Реверс одного из двигателей не работал. Но лететь с такой неполадкой можно! Лётчики в такой нештатной ситуации пытались использовать неисправный реверс, в результате погибли сами и людей погубили». Словом, виноватыми оказались как всегда у МАКа лётчики.

- А разве это не так?

- Если внимательно и профессионально читать документы, нетрудно сделать вывод: причиной катастрофы явилось то обстоятельство, что отказ реверса на пробеге самолёта не принят в качестве ожидаемых условий эксплуатации, а считается приемлемой безопасной нештатной ситуацией. В общем пустячок, летать можно. Но ведь нужно ещё и садиться! Вот тут «разрешённая» неисправность и проявила себя. Произошедший на пробеге отказ левого реверса создал разворачивающий момент в правую сторону. Применением самолётных средств управления самолётом пилотам не удалось сохранить направление пробега по ВПП. Весь ужас в том, что и другим экипажам в идентичной ситуации приготовлена та же участь: мероприятий по предупреждению катастрофы при отказе реверса на пробеге не разработано. Даже после катастрофы!

- А человеческий фактор, выходит, не при чём?

- «Человеческий фактор» в данном случае означает непосильную для лётчика-профессионала задачу устранить назревающее трагическое событие. Причина в «личностным факторе» чиновника! Мы наблюдаем перевод «человеческого фактора» из главной составляющей безопасности полётов в совершенно новую категорию - в источник катастроф!

Настоящей причиной катастрофы явилось нарушение должностными лицами, ответственными за безопасность полётов, статьи 36 Воздушного кодекса РФ: своей бездеятельностью они поддержали допуск МАКом самолёта А-310 к лётной эксплуатации при несоответствии его российским требованиям к лётной годности. Вины пилотов в трагическом исходе посадки самолёта существовать не может! Выполнению статьи 36 Воздушного кодекса РФ, необходимость которой доказана обильно пролитой кровью, препятствует ложное обвинение пилотов чиновниками – дилетантами, официально заявившими об ошибочных и бесконтрольных действиях экипажа при отказе реверса на пробеге самолёта.

Но и после этой катастрофы не принято решение об обязательном срочном проведении «копеечной» конструктивной доработки в управление реверсом: при отказе одного реверса второй реверс (симметрично работающего двигателя) должен автоматически отключиться — вот и всё решение проблемы.

Так что нельзя согласиться с «разрешением» МАКа продолжать выполнение полётов с указанным несоответствием самолёта А-310 российским требованиям к лётной годности.

Нельзя согласиться и с утверждением эксперта по поводу катастрофы в Перми, что «экипаж не справился с ручным управлением, когда отключилось автоматическое…». Экипаж не может справиться с этим, поскольку руководством по лётной эксплуатации самолёта Ту-154 (и его аналогов) перед отключением автопилота запрещено ручным управлением (переключателем триммирование) приведение управление рулями и элеронами в балансировочное положение!

В результате ручное или автоматическое отключение автопилота (при несбалансированном управлении рулями и элеронами) приводит к мгновенному сваливанию самолёта в штопор.

Снимите «запрет» на ручное управление балансировочным положением рулей и элеронов, и катастроф не будет!
Коментарии(0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять коментарии. Пожалуйста войдите в свой аккаунт, или зарегистрируйтесь