Добавлено: 12 января 2009 / Коментариев: 0
Леший - хозяин леса (№1)
Леший часто вредит человеку: сбивает с дороги, заводит в чащобу, заставляя блуждать, кружить в течение многих часов. Он морочит человека и глумится над ним: прячет шапку или корзину, укладывает спать на муравейник, заставляет залезть на дуб, заводит в болото. Обречен на блуждание в лесу в основном тот, кому Леший пересечет дорогу.
Эта нечисть похищает или заманивает к себе девушек и женщин. Чтобы возвратить людей, которых он увел, на перекрестках дорог клали для него угощение: сало, горшок с кашей, блины. Еду заворачивали в чистую тряпку с красной ниткой, кланялись на четыре стороны не крестясь и просили вернуть родственника. По народным воззрениям, Леший служит как бы бессознательным оружием наказания за вольные и невольные грехи человека.
Пастухи и охотники часто в начале лета заключали договор с Лешим. Вот некоторые его особенности. Пастух, заключивший договор, в течение всего пастбищного периода не должен продавать или колоть скотину, ведь численность стада находится под контролем Лешего. Нельзя даже ненароком погубить кого-нибудь из птиц и зверей в лесу - расплата последует незамедлительно. Пастух, равно как и охотник, не должен был стричь себе волосы или ногти, в которых, по народным верованиям, содержалась магическая и физическая сила человека. Кроме этого, с Лешим за его услуги надо расплатиться какой-то живностью из стада. За нарушение договора Леший вредит пастуху или скоту.
В российском крестьянском быту существовало такое поверье: при встрече с Лешим надо одежду быстренько вывернуть наизнанку, как бы показать свою солидарность с ним. Оберегами от нечисти служили соль и огонь, магический круг, очерченный осиновой палкой, ножом или кочергой, липовая палка, очищенная от коры. Полагали, что если при встрече с Лешим не помогут оберег и молитва, то надо... громко ругаться матом.
Праздником для Леших считается Ильин день (2 августа), когда открываются волчьи норы, всякое зверье бродит на свободе. На Агафона-огуменника (4 сентября) лешие выходят из лесу и носятся по деревням, норовя раскидать снопы. Поэтому хозяева в эти день и ночь стерегут свои гумна в тулупах, надетых навыворот, обмотав головы полотенцами и держа в руках кочергу. Ну а 17 октября на Ерофея-мученика Лешим указано пропадать или замирать. Перед этим они учиняют неистовые драки, ломают с треском деревья, зря гоняют зверей и, наконец, проваливаются сквозь землю, чтобы явиться на ней вновь, когда она отойдет, оттает весной, и начать снова свои проказы...
Коментарии(0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять коментарии. Пожалуйста войдите в свой аккаунт, или зарегистрируйтесь