Добавлено: 20 августа 2008   /   Коментариев: 0

С ветерком или без «Ветерка»? (№32)

В Ульяновске начали циркулировать слухи о том, что ОАО «Волжские моторы» якобы скоро прекратит выпуск лодочного мотора «Ветерок».

ImageВ беседе с нашим журналистом некоторые из заводчан подтвердили, что руководство предприятия намерено сделать такой шаг, но пока официально о свертывании производства не заявлено. В редакцию поступают тревожные звонки от тех, кто на протяжении десятилетий использует эту неприхотливую и надежную технику. Горожане недоумевают: почему добротному «Ветерку» заказывают «погребальный венок»? Неужели уступим и эту нишу на рынке «забугорным» товаропроизводителям? Ведь «Ветерок» и сегодня верно служит потребителям на водоемах не только нашей губернии, но и далеко за ее пределами.

Напомним, что «Ветерок» был подготовлен к производству в 1964 году. Конструкторы позаботились о том, чтобы у новой модели не было недостатков предшественника. Двигатель выполнили по двухцилиндровой схеме, что в сочетании с пружинной подвеской резко уменьшило вибрацию. Специалисты внесли также ряд других конструктивных изменений. Водномоторники по достоинству оценили надёжность “Ветерка”, и спрос на мотор круто пошёл вверх.

Но жизнь на месте не стоит. Вот и конструкторы не ограничились полученным результатом, сразу после запуска в серию “восьмёрки” начали подумывать о создании нового, более мощного мотора «Ветерок-12». Было принято решение максимально унифицировать будущий 250-кубовый мотор с “восьмёркой”.

- В молодости мне довелось жить и работать в Сибири, - вспоминает старейший член Ульяновского общества охотников и рыболовов Иван Прыгунков. - В те годы  у меня был установлен на лодке новый образец грузового «Ветерка». Грузовые модели имели специальный усиленный редуктор с повышенным передаточным отношением и гребные винты большего диаметра, чем на базовых моделях, что позволяло выводить на глиссирование более тяжёлые лодки. Очень жаль, что они были выпущены небольшой серией, а затем сняты с производства по ряду объективных причин, не зависящих от предприятия. На грузовой модели я прошел немало бурных сибирских рек. Это была надежная техника!

В последующем предприятие подготовило к серийному выпуску еще несколько моделей «Ветерка». Опытная партия насчитывала сотню моторов. Но заводу было дано задание увеличить выпуск моторов для армейских автомобилей, и это помешало пустить “Ветерок-14” в серию, хотя местные спортсмены с успехом выступали на экспериментальных “Ветерках» на соревнованиях. Среди наших земляков есть и чемпионы Советского Союза - это триумф и техники, и спорта.

В конце 70-х годов  над всеми водномоторниками страны начали сгущаться тучи. «Прыгнули» цены на бензин. 15 сентября 1981 года произошло второе повышение цен на топливо, а также на все лодки и моторы. Это был тяжелейший удар, от которого отечественная промышленность до сих пор не может оправиться. В те годы резко упал спрос на все лодки и моторы, были сняты с производства многие модели подвесных моторов и лодок, прекращены конструкторские работы в этой области. Не избежал печальной участи и “Ветерок”. С 1984 по 1993 годы выпускалась только “восьмёрка” очень небольшой серией. К чести ульяновцев, они и в это трудное время продолжали модернизацию своего детища. В 1987 г. был запущен в производство модернизированный мотор “Ветерок-8М”.

В 1993 году моторостроители возобновили выпуск модернизированного “Ветерка-12”. Потому как нет предела совершенству. Многим ульяновцам было жаль потерять верного друга, который вытаскивал их из сложных передряг.

- В свое время предприятие выпускало в год до 55 тысяч лодочных моторов, - рассказывает бывший генеральный директор ОАО «Волжские моторы» Виктор Щелкунов. - К сожалению, в последующем средства на эти цели выделялись весьма скромные. Производство постепенно отставало от требований времени. Оборудование безнадежно старело. Равно как состарились кадры.

Хочется надеяться, что у областных чиновников, руководства предприятия хватит мужества и мудрости достойно выйти из непростой ситуации, которая складывается вокруг «Ветерка».

Николай Стрельцов, фото автора


жильё в Екатеринбурге посуточно
Коментарии(0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять коментарии. Пожалуйста войдите в свой аккаунт, или зарегистрируйтесь