Добавлено: 23 января 2008   /   Коментариев: 0

«Вы мне морально навредили!» (№3)

Если продавец нарушил ваши потребительские права, у вас автоматически возникает возможность требовать возмещения морального вреда. Советы на эту тему дает специалист комитета по защите прав потребителей Андрей Артемьев.

Image
- Какой потребитель имеет право заявить о взыскании компенсации морального вреда?

- Безусловно, всякий, потому что одновременно с нарушением его потребительского права он как минимум страдает, переживает в результате действий противоположной стороны, противоречащих закону, нравственности, морали. С переживаниями могут быть связаны и проблемы со здоровьем, например, гипертонический криз, нервное расстройство.

- Врачи дают справки, в которых указывается, что заболевание возникло в результате того, что человек переживал?

- Нет. Этот вопрос может выяснить суд. В случае необходимости назначат проведение экспертиз, например, психолого-психиатрических. Но, как правило, предоставляются медицинские справки, излагаются обстоятельства дела, суд оценивает их, сопоставляет объективные данные и делает выводы.

- Сколько же стоит моральный вред?

- Все зависит от аргументации, так как суд оценивает доказательства, которые ему предоставляют. Если доказательства веские, он их вынужден принимать во внимание. Моральный вред – это страдание, переживание. Нужно говорить о степени, длительности, глубине, дать перечень этих страданий, их нужно с чем-то соотносить. Некоторые говорят: “Хочу миллион”. Это абсурд, никакой суд такую сумму не взыщет. Следует сказать примерно так: “Я сильно переживал, ночами не спал. Уважаемый суд, всем известно из курса физиологии, что нервные клетки от этого разрушаются. Я не хочу бесконечно много денег. Я думаю, что то, что мне причинил ответчик, вполне соразмерно сумме в 10 000 руб.”. Вот здесь суд рассмотрит 10 000 руб., взысканные, к примеру, с банка. Та же сумма, взысканная с индивидуального предпринимателя, который торгует шапочками, лишит его работы. Тогда суд говорит, чтобы вы разумно снизили свои притязания.

Для определения размера причиненного морального вреда, несомненно, имеют значение обстоятельства дела. Например, молодая семья купила новый цветной телевизор к новогодним праздникам в качестве подарка, а он оказался с дефектом, и в результате они не смогли получить от него удовольствие в праздник. Плюс к этому, если на требование заменить некачественный товар, ответчик стал некорректно с ними говорить, то суд, определяя размер компенсации морального вреда, это обстоятельство непременно учтет.

- Сложно ли доказать, что причинен моральный вред?

- Вот один пример. Женщина пришла платить за электроэнергию, дала 100 рублей купюрами, а 8 рублей 55 копеек мелочью. Сотрудница банка возмутилась: “Что вы мне их втюхиваете?”. И не взяла мелочь. Беда этой ситуации в том, что они разговаривали один на один. Доказательств нет. Один будет говорить, что его оскорбили, а другой будет утверждать, что говорил вежливо: “Пожалуйста, не давайте мне мелкие деньги». Хам всегда остается хамом. Если к нему подойти еще раз, но с включенным диктофоном в кармане, можно получить доказательства нанесения морального вреда. Перед этим на диктофон надо записать: иду туда-то, чтобы выяснить такие-то обстоятельства. Выслушайте все, выйдите, запишите на диктофон дату и время. Потом следует продемонстрировать запись суду. Думаю, взыскать компенсацию морального вреда в таком случае ни у какого суда рука не дрогнет.
Коментарии(0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять коментарии. Пожалуйста войдите в свой аккаунт, или зарегистрируйтесь