Марка – «самодельная» (№28)
Юрий Шаров - человек необычный. За баранкой - 60 лет, полвека из них водит с одним глазом. После ранения в глаз (участвовал в свое время в ликвидации банд Степана Бандеры) перенес полтора десятка операций, прошел множество инстанций, в том числе и медицинских, но разрешения сесть за руль все-таки добился.
- И куда я же без машины? С детства приохотился к технике, - рассказывает Юрий Иванович. - Помню, за руль самостоятельно сел в 11 лет. А уже в 17 на «отлично» на права сдал. Вскоре весь бывший Союз вдоль и поперек изъездил: до Усть-Илима добирался, в Узбекистан мотался. Львов, как свои пять пальцев, знаю. Воюющие государства (это в последние годы) изъездил. Даже в Москве работал водителем автобуса. И шоферил, и преподавал.
«Шарик» - моя третья самодельная машина. Свою первую машину - полуторку ВЗ-1, чтобы по заводским цехам запчасти развозить, в мастерских обрезал из нормального ГАЗ-ММ. Это была первая моя конструкторская работа. Я много рационализаторских предложений делал по УАЗикам... С 1961-го у меня своя «Победа» была. В Москве в комиссионке купил с пробегом 70 тысяч км. Когда проехала миллион километров, разобрал, поставил ее на крышу гаража - как памятник. И придумал сделать такую машину, чтоб все по мне в ней было...
И получился такой автомобиль, в котором нет ничего своего. Да и марка у него редчайшая - «самодельная»! От самого последнего винтика до «крыши» машина сделана руками левши Юрия Шарова.
- Мой «Шарик» удобнее иномарок, - уверен Юрий Иванович. - А назвал так потому, что с детства у нас с братом такие прозвища были - Шарик-большой и Шарик-маленький. Жене Алле Анатольевне одно в машине не нравилось - сиденья жесткие. Заехали мы к Аллиному зятю в Самару - он работает в авиационном центре. И взяли у него три списанных сиденья от самолета. Теперь на «Шарике» - хоть в полет!
Не смотрите, что «Шарик» - самоделка, скорость он разбивает вполне приличную. На трассе идет как старая «Волга», и даже, как уверяет Юрий Иванович, получше - резину поставил большего диаметра. Экономичен - за 100 километров пути «съедает» всего 12 литров бензина.
- Мне остановиться в городе нельзя - народ сразу обступает. Интересуются, откуда что. Отовсюду, отвечаю. Мотор - от старой Волги ГАЗ-21, передний мост - от «рафика», коробка - с М-21, бак - с «Волги», барабан и тормозные колодки - с «Победы», кабина - от ГАЗ-53, крылья с ГАЗ-52. Набрал списанных запчастей по свалкам, сварил самодельную раму, собрал, покрасил - и вот не хуже новенькой машины. Я тут сделал так, что мотор везет машину, а груз - себя. Прицеп сделал - лодку перевозить. Но он универсальный - крышу открываешь, полы становятся - сантиметров 12 от земли. Тентом накрыл - в палатку можно превратить. Метр восемьдесят в ширину, два двадцать о длину. У меня, как у улитки, все с свое вожу с собой. Вот уже двадцатый год бегает самоделка по нашим дорогам.
Выход из ситуации
Сковородка спасла мотор
- Эту поездку я запомнил на всю жизнь, - рассказывает Виталий Дмитриевич Долгов. - Стольких она мне нервов стоила. Началось все с приглашения подруги жены из Саранска, куда непременно надо было прибыть к вечеру. Километрах в 150 от Ульяновска случилась авария. Ударом о камень на высокой скорости я пробил картер двигателя своего «Москвича-412». Пробоина с рваными краями имела длину 19 см в поперечнике. Найти новый картер в пути не было возможности. Выход из этого критического положения нашелся, когда я обнаружил, что жена взяла с собой сковородку.
Аккуратно срубил острым зубилом охлаждающие ребра на расстоянии около 2 см от рваного отверстия, расчистил и выровнял металл. Затем просверлил вокруг пробоины десять отверстий и нарезал в них резьбу М4. Тщательно удалил кусочки металла и стружку из картера. Затем из сковородки подготовил по месту жестяную заплату и, подложив под нее прокладку из 20-миллиметрового поролона, плотно закрепил винтами на картере. Толстый и упругий поролон надежно компенсировал неровности, позволил съездить в Саранск и вернуться обратно, где я по приезде деталь поменял на новую.
Клей обновляет уплотнитель
- На моей старой «Волге» резиновые уплотнители лобового и заднего стекол покрылись сетью мелких трещин, - говорит Василий Шарипов, - потеряли блеск и черноту. Я их отреставрировал примитивным способом. Аккуратно покрыл резину смесью резинового клея с алюминиевой пудрой. Состав для покрытия должен иметь консистенцию густой сметаны. Нанес его на уплотнитель кистью. Часть стекла, прилегающую к резине, чтобы не закрасить, предварительно заклеил липкой лентой. Вот и все.
Нитрокраска спасет от течи
Собираясь в отпуск, автолюбитель Игорь Соколов обнаружил, что из бака его «Москвича» вытекает через несколько маленьких отверстий в днище бензин. Заварить поврежденные места в то время у него не было возможности. А ехать необходимо. Тогда Игорь слил бензин, тщательно протер поверхность, на которой были отверстия. Зачистил и обезжирил металл вокруг них. Затем нанес губкой слой густой нитрокраски. Когда краска высохла, нанес второй слой такой же консистенции, а когда и он просох, закрасил весь бак жидкой нитрокраской. Вот уже полтора года прошло с тех пор - и по-прежнему все в порядке.