Добавлено: 07 апреля 2010   /   Коментариев: 0

Позабытый полководец (№13)

Близится 65-й юбилей Великой Победы, всё актуальней становятся военные имена и даты, всё чаще говорится про то, что «никто не забыт и ничто не забыто».

ImageО том, что герой наш забыт вовсе, не скажешь. На Старом кладбище в центре Ульяновска, невдалеке от входа, прямо рядом с центральной, почётной его аллеей, вы без труда найдёте его могилу: серый бюст, волевое лицо, звёзды в петлицах, эпитафия «Генерал-майору П.Е. Шурову от Министерства обороны СССР».

Но напрасно вы станете искать имя генерала Шурова в «Симбирской-Ульяновской энциклопедии» и тем более на карте города. Нету в Ульяновске улицы Шурова, как нету теперь и танкового училища, которое возглавлял Пётр Евдокимович Шуров накануне самых великих сражений мировой истории. И в этой войне П.Е. Шуров принимал участие не простым бойцом или даже командиром – он командовал танковым корпусом, служил заместителем командующего фронтом. И какого командующего! У самого Георгия Константиновича Жукова! А что чин у Петра Евдокимовича не маршальский – так не до чинов было в первые два года войны…

В 1916 году 19-летний уроженец Тульской губернии, крестьянский сын Пётр Шуров оказался на фронте 1-й мировой, Империалистической войны. Войну Гражданскую красный командир П.Е. Шуров закончил командиром стрелкового батальона, кавалером двух орденов Боевого Красного Знамени. В начале 1930-х годов Пётр Евдокимович был назначен начальником Школы по подготовке младшего комсостава и водителей машин 11-го Ленинградского краснознаменного мехкорпуса. Так, педагогические таланты определили дальнейший для П.Е. Шурова выбор рода войск. Приказом от 26 ноября 1935 года, подписанным наркомом К.Е. Ворошиловым, П.Е. Шурову было присвоено звание комбрига.

В 1936 году Пётр Евдокимович возглавил Ульяновское танковое училище имени В.И. Ленина. В краткие сроки комбриг П.Е. Шуров добился того, что училище по достоинству стало считаться одним из лучших в СССР. Организаторские способности сочетались в нём с педагогическим талантом и исключительной человеческой чуткостью. А своё редкое мужество Пётр Евдокимович исподволь проявил в годы сталинских репрессий, буквально вырывая из застенков НКВД своих боевых товарищей и подчинённых. В 1937 году Пётр Евдокимович и сам оказался за решёткой. Редкий для того времени случай – несломленный, «нерасколотый», он вышел на свободу и продолжал своё дело. Взращенная П.Е. Шуровым плеяда офицеров-танкистов с честью несла потом высокое звание гвардейцев-ульяновцев на фронтах Великой Отечественной войны.

В июне 1940 года Пётр Евдокимович получил звание генерал-майора танковых войск и новое назначение: в Москву, на должность заместителя генерал-инспектора Автобронетанковых войск РККА. После начала Великой Отечественной войны, в июле 1941 года он был назначен заместителем по Автобронетанковым войскам к командующему Резервным фронтом, легендарному советскому военачальнику Г.К. Жукову. 10 октября 1941 года Резервный фронт был слит с Западным фронтом, которым командовал всё тот же Георгий Константинович, а Пётр Евдокимович по-прежнему замещал его. В тяжёлые дни Битвы под Москвой Пётр Евдокимович командовал танковой группой.

В апреле 1942 года в Сталинграде Пётр Евдокимович принял командование над вновь сформированным 13-м танковым корпусом, включавшим в свой состав три танковых и одну мотострелковую бригаду, отдельную инженерно-минную роту. В рядах корпуса сражался уроженец нашего края и выпускник Ульяновского танкового училища 1939 года, выдающийся советский истребитель танков, Герой Советского Союза старший лейтенант Владимир Петрович Хазов (1918–1942). Отважный танкист всего на два месяца пережил своего командира...

Сам П.Е. Шуров пятнадцати дней не дожил до начала Сталинградской битвы, после которой сформированный им корпус получил почётное наименование 4-го Сталинградского механизированного корпуса. В первый день трагического июля 1942 года на передовой, в районе населённого пункта Шевцово, Пётр Евдокимович попал под бомбёжку и получил тяжёлое ранение. Генерала самолётом доставили в Москву, но усилия врачей оказались тщетны. 2 июля 1942 года П.Е. Шурова не стало.

Последнее, что успел генерал в своей жизни, это распорядиться о месте своего последнего упокоения. Он просил похоронить его в Ульяновске. Неполных четыре года службы связывали Петра Евдокимовича с нашим городом, и, в свете репрессивных времён, не лучшие воспоминания. Историю смерти генерала Шурова впору выписывать большими буквами в назидание и привитие молодёжи чувства регионального патриотизма. Нет, не выписывают...

Последняя воля Петра Евдокимовича была исполнена. В день похорон героя Ульяновск содрогнулся от танковых залпов. Танкисты трижды салютовали своему наставнику и командиру огнём башенных орудий. Никто не забыт и ничто не забыто.
Коментарии(0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять коментарии. Пожалуйста войдите в свой аккаунт, или зарегистрируйтесь